О перспективах полукарликовой пшеницы в засушливом климате

О перспективах полукарликовой пшеницы в засушливом климате

Полукарликовая пшеница имеет отличные перспективы в засушливом климате, таково британских ученых, которые громко заявили о лучшей устойчивости короткостебельной пшенице к жаре и засухе, предложив выращивать сорта с внедренным геном карликовости на полях по всему миру

Исследователи из Центра Джона Иннеса в сотрудничестве с международной группой коллег, в том числе из Австралии, выявили новый ген уменьшения высоты Rht13 и создали сорта-носители.

«Сорта пшеницы с геном Rht13 можно быстро скрестить с современными сортами пшеницы, чтобы фермеры могли выращивать пшеницу уменьшенной высоты в сухих почвенных условиях. Мы нашли новый механизм для создания полукарливой пшеницы без недостатков, связанных с обычными генами полукарликовости. Открытие гена, его эффектов и точного местоположения в геноме пшеницы означает, что мы можем дать селекционеров идеальный генетический маркер для создания климатически устойчивой пшеницы», цитирует Рhys.org руководителя группы Центра Джона Иннеса доктора Филиппу Боррилл, соавтор исследования.

Ученые предполагают, что дополнительные агрономические преимущества нового гена полукарликовости включают жесткие стебли, способные противостоять непогоде.

С 1960-х годов и «Зеленой революции» гены уменьшенной высоты увеличили глобальные урожаи пшеницы, потому что производимая ими короткостебельная пшеница вкладывает больше энергии в зерно, чем в стебель, и меньше риск полегания. Основной недостаток заключается в том, что при заглублении до влажного слоя в засушливом климате, проростки не могут достичь поверхности почвы.

Недавно открытый ген карликовости Rht13 решает эту проблему всхожести, поскольку ген действует в тканях выше стебля пшеницы. Таким образом, механизм карликовости вступает в силу только после того, как семена полностью проросли.

Открытие гена карликовости Rht13 стало возможным благодаря недавним достижениям в исследованиях генома пшеницы, главным образом публикации в 2020 году Pan Genome, атласа 15 геномов пшеницы, собранных со всего мира.

Более ранние исследования идентифицировали локус Rht13 - область ДНК как расположенную на хромосоме 7B генома пшеницы, но основной ген не был идентифицирован.

Эксперименты по проверке эффектов на ряде трансгенных растений пшеницы подтвердили, что вариация Rht13 представляет собой новый класс генов уменьшенной высоты, которые чаще связаны с устойчивостью к болезням, в отличие от широко используемых генов «зеленой революции» (Rht-B1b и Rht-D1b) – те связаны с гормонами и поэтому влияют на общий рост.

«Это захватывающее открытие, потому что оно открывает новый способ использования этих аутоактивных генов NB-LRR в селекции засухоустойчивой пшеницы», заключила доктор Боррилл.

Следующий шаг - проверка, как этот ген работает в различных агрономических условиях от Великобритании до Австралии.