Ген для самого лучшего пшеничного теста найден в древних образцах дикой козьей травы

Исследователи из Университета штата Канзас обнаружили в дикой родственнице пшеницы ген, который придает хлебному тесту превосходную прочность и эластичность

В команду по поиску гена «лучшего теста» Канзасского университета во главе с выпускницей докторантуры Эмили Делориан и адъюнкт-профессором Джесси Поланд вошли исследователи из Ресурсного центра генетики пшеницы с экспертами из Лаборатории инноваций прикладной геномики пшеницы Feed the Future.

«Наша группа охарактеризовала генетическое разнообразие важного гена качества хлеба и обнаружила множество уникальных версий, а также происхождение известной превосходной версии гена, уже присутствующей в современной пшенице», - сказала Делориан, ведущий автор исследования.

Лянлян Гао, научный сотрудник Ресурсного центра генетики пшеницы штата Кентукки, сказал, что эта работа является частью более крупного проекта с участием исследовательских групп по всему миру, охватывающего более 50 лет сбора 242 уникальных образцов эгилопса Тауша (Aegilops tauschii), который еще именуют «козьей травой». Эгилопс Тауша относится к одному из родительских видов современной мягкой пшеницы с историей почти в 10 000 лет.

«Недавно открытая линия преемственности довольно ограничена в географии, хотя, возможно, в прошлом она была более распространена», - сказал Гао. Он отметил, что Aegilops tauschii в основном встречается на территории современной Грузии в Кавказском регионе, охватывающем части Европы и Азии.

В партнерство Open Wild Wheat Consortium входят 38 исследовательских групп из 17 стран. Их целью является улучшение сельскохозяйственных культур путем изучения полезного генетического разнообразия эгилопса Тауша.

«Пятьдесят лет назад, когда мы едва понимали ДНК, мои научные предшественники пересекали горы Загрос на Ближнем Востоке, в Сирии и Ираке, - рассказал Бранде Вульф, приглашенный ученый в Центре Джона Иннеса, международном центре передового опыта в области растениеводства, генетики и микробиологии со штаб-квартирой в Соединенном Королевстве. - Они собирали семена, возможно, подозревая, что когда-нибудь их можно будет использовать для улучшения пшеницы. Сейчас мы так близки к раскрытию этого потенциала - и для меня это чрезвычайно интересно».

В исследовании, опубликованном в Nature Biotechnolory, ученые подчеркивают огромный геномный вклад Aegilops tauschii в современное производство пшеницы и важность работы Ресурсного центра по генетике пшеницы, всемирно признанного учреждения, основанного выдающимся профессором университета Бикрамом Гиллом. Там находится более 3000 образцов дикой пшеницы и 4000 цитогенных запасов - генетических сокровищ, созданных в результате многолетней работы ученых по пшенице со всего мира.

Сейчас ученые хотят определить как можно больше дополнительных генов в диком родственнике пшеницы для потенциального улучшения мукомольных и хлебопекарных качеств зерна от новых сортов этой культуры.