Юрий Морозов, исполнительный директор Масложирового союза России: «Если будем профессионально работать, обгоним по объемам производства подсолнечника Украину»

Фильтры

Регион

Новости

Юрий Морозов, исполнительный директор Масложирового союза России: «Если будем профессионально работать, обгоним по объемам производства подсолнечника Украину»

По прогнозам аналитической компании Oil World (Германия), в 2013/14 маркетинговом году (МГ) мировое производство подсолнечного масла вырастет до 14,7 млн тонн, что на 1,1 млн тонн превысит показатель прошлого МГ (13,6 млн тонн).

Правда, данный прирост будет возможен лишь в случае осуществления прогноза по урожаю подсолнечника в основных странах-производителях – Украине и России.

По прогнозам Oil World, в Украине урожай подсолнечника может составить 9,4 млн тонн, в России — 8,6 млн тонн. Эксперты согласны с данными оценками, но отмечают, что при благоприятных условиях урожай в нашей стране может быть и выше – до 9 млн тонн.

Юрий Морозов: С примерным прогнозом – в 8,6 млн тонн подсолнечника – мы согласны. Вообще «коридор» по сбору подсолнечника в нынешнем году – от 8 до 9 млн тонн, и многое зависит от того, как будет проходить сбор урожая. В 2011 году России удалось добиться рекордного урожая подсолнечника – 9,7 млн тонн, в прошлом году урожай составил 8 млн тонн. Да, по сравнению с 2011 годом некоторое снижение есть, но если сравнивать со всеми предыдущими годами – 2008, 2009, 2010 – урожай стабильно растет.

В то же время необходимо отметить, что в отрасли существуют обстоятельства, которые влияют на валовой сбор подсолнечника, причем многие из них носят объективный характер. Это необходимость соблюдения севооборота (по разным оценкам, подсолнечник требует высева после себя от 3 до 7 сельхозкультур, то есть происходит определенное регулирование по занимаемым площадям); влияние погодно-климатических условий, вопрос о качестве посевного материала. Надо отметить, что многие растениеводы воспринимают подсолнечник как некую палочку-выручалочку: если озимые были плохие, пересевают подсолнечником. Это экономически очень выгодно.

Однако надо работать над повышением урожайности, решать вопросы с качеством семян, развитием агротехнологий. В прошлом году урожайность подсолнечника в России составляла 13,4 ц/га, хотя «на круг» можно добиться лучшего результата: и 15 ц/га, и 17 ц/га. Перспективы у данной культуры очень хорошие. Если будем профессионально работать, обгоним по объемам производства и Украину, которая в сейчас занимает первое место.

Глава Минсельхоза России Николай Федоров неоднократно отмечал, что подсолнечник – самая экспортно-ориентированная культура. Сейчас сами семена подсолнечника вывозятся в незначительных объемах из-за существующей заградительной пошлины — мы вывозим подсолнечное масло, т.е. продукт с более высокой добавленной стоимостью, а вот при снижении пошлин в связи с обязательствами РФ по ВТО может произойти снижение экспорта подсолнечного масла и рост экспорта семян подсолнечника. В течение переходного периода пошлина должна быть поэтапно снижена с 20% до 6,5%.

В прошлом году мы продали за границу около 1,3 млн тонн продукции – это очень серьезный показатель. В текущем году давать прогноз по экспорту пока преждевременно – это зависит от многих аспектов: от объема урожая, от конъюнктуры на мировом рынке. Некоторые производители в зависимости от ситуации на рынке могут положить подсолнечник на хранение, возможность создания переходящих запасов тоже надо учитывать.

Нашим растениеводам и переработчикам надо обратить внимание на качество посевного материала: в первую очередь на российские сорта и гибриды подсолнечника (в т.ч. с повышенным содержанием белка для корма) и других масличных: рапса, рыжика, сурепицы. Эти культуры будут очень востребованы на внутреннем и внешнем рынкам.

Решение вопроса лежит, в том числе, и в создании системы семенных заводов, которые смогут обеспечить не менее 70% рынка отечественными семенами. Научное обеспечение данного вопроса, безусловно, должно осуществляться Россельхозакадемией. Это хорошее направление частно-государственного партнерства.

Думаю, что повышение конкурентоспособности нашей отрасли от «поля до прилавка» позволит стабильно работать растениеводам, животноводам, хлебопекам, кондитерам, молочникам, с которыми у нас глубокие межотраслевые связи. Надо, чтобы они были взаимовыгодны и повышали конкурентоспособность АПК в целом.

Источник: Продмагазин

Также в разделе

Комментарии (0)