Воровской рынок зерна ликвидируют

Фильтры

Регион

Новости

Воровской рынок зерна ликвидируют

Государство руками налоговой службы решило избавиться от серых схем на рынке экспорта зерна.

Теневые бизнес-механизмы давали возможность посредникам наживаться на НДС, бюджет при этом потерял около 100 миллиардов рублей.

К чему приводили серые схемы

– Потери бюджета от этих схем, по нашим оценкам, – более 65 миллиардов рублей, по неуплате налога – порядка 100 миллиардов. Мы поставили рынку срок до 1 июля ликвидировать такую систему работы. Сегодня видим, что большинство крупных экспортеров выполняют это требование, однако недобросовестные игроки все же остались, – сообщила начальник отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок ФНС России Варвара Бурлевич на форуме «Налоговая система в современных реалиях», который прошел в Ростове-на-Дону.

Такая работа, по ее словам, ранее была проведена по рынку электронной и бытовой техники, где было много контрабанды, потом в алкогольной отрасли, которая стала давать государству поступлений больше на 60 миллиардов рублей в год. Настал черед зернового рынка. За ним последует перерабатывающая отрасль.

Как проникает «серость»

Получать наживу удавалось за счет разницы в работе двух основных системах налогообложения – ЕСХН (единый сельхозналог, или «упрощенка», работает без НДС) и ОСНО (общая система налогообложения, работает с НДС).

Государство, чтобы поддержать экспортеров, возмещает им налог на добавочную стоимость в размере 10%. Однако 85% производителей зерна – это фермеры, работающие без НДС: покупая у них продукцию, нельзя было получить возврат налога.

Чтобы вернуть НДС, придумали схему с посредниками. Фирмы-однодневки, которые работали с НДС, покупали у аграриев зерно, перепродавали его трейдерам, при этом не уплачивая НДС, и сразу же ликвидировались. А трейдеры при этом, экспортируя зерно, уже могли рассчитывать на возмещение налога.

Таким образом, государство обманывалось дважды: когда ему не выплачивали налог упраздненные фирмы-однодневки и когда трейдеры забирали у него свои 10% НДС.

Что даст «обеление» рынка

В первую очередь наполнит бюджет, но не только. По мнению всех участников процесса, это принесет пользу каждому из них.

– Бенефицианты этого процесса частично все – и сельхозпроизводители, и посредники, и экспортеры, и переработчики, – уверен основатель агрохолдинга Valars Group Кирилл Подольский. – Все завязаны в одной цепи, и все вольно или невольно находятся в сговоре. Это давно надо было прекратить, потому что если это воровской рынок, каким он был до сегодняшнего дня, то он будет вечно закрыт для инноваций.

Участниками этой цепочки были и сельхозпроизводители, работающие по ЕСХН. Они и выигрывали, и проигрывали от схем с НДС. С одной стороны, они могли привлекать посредников и перепродавать зерно покупателю, работающему с НДС, а потом делить выручку. С другой стороны, могли и сами пострадать из-за «серых» схем при возмещении НДС за поставку ГСМ, удобрений и семян.

И все же аграрии, скорее, поневоле оказались в этой цепи. «Раз это было кому-то выгодно, значит, изменить очень сложно, – говорит руководитель сельхозпредприятия «Аврора» Николай Попивненко. – Теперь всем придется перестраиваться, и это хорошо, потому что это цивилизованный подход».

– Мы занялись этим еще и затем, чтобы поддержать малый бизнес и открыть для них возможности доступа к мощным ресурсам. Экспортеры готовы работать с колхозами напрямую. Это поможет развивать АПК в целом – даст возможность крупным инвестировать мелких, потому что экспортеры заинтересованы в том, чтобы они давали качество зерна, – считает представитель ФНС Варвара Бурлевич.

Методы «обеления»

По словам Варвары Бурлевич, налоговая служба и раньше пыталась навести порядок в отрасли. Выходила в суды, но проигрывала их, так как не могла из-за отсутствия полномочий доказать наличие мошеннической схемы. Добиться успеха удалось, объединив усилия с правоохранительными органами и банками.

Действовали в двух направлениях. С одной стороны, вместе с полицейскими находили компании, применяющие незаконные методы. Помогла, как считает Варвара Бурлевич, введенная два года назад система управления поведением налогоплательщиков (СУП), которая предусматривает повышенный контроль за операциями по возмещению НДС.

– Мы проводили выездные проверки. Например, на ООО «Торговая компания «Русские масла» были заведены два уголовных дела. А дальше убеждали плательщиков переходить на работу «по-белому». Если не переходили, мы с правоохранителями заводили новые дела, за неуплату налогов, – пояснила представитель ФНС России.

По рассказу Варвары Бурлевич, работа велась кустовым методом, то есть комплексно в целом регионе. Начали с Краснодарского края – крупнейшего сельхозрегиона, через порты которого, из Новороссийска и Ейска, уходит 60% зерна на экспорт. Потом практику переносили на другие регионы. В итоге все крупные компании вошли в состав Хартии в сфере оборота зерновых культур, которая, по сути, стала официальным отказом от услуг компаний-посредников. Сейчас в нее входит более 300 российских компаний.

Консолидация с банками – второй способ. По проводимым документам финансовая организация видела, как обналичиваются деньги: в операцию входят с НДС, а выходят без налога. В итоге таких клиентов переставали обслуживать, что для них означало приостановление деятельности. При этом компании оставляли шанс «исправиться», начать работать по-белому.

Все эти меры оказались действеннее прежних, которые сводились к частым налоговым проверкам и выпиской крупных штрафов, что вело к банкротству предприятий, но не решению проблемы.

– В 2010-2011 годах, когда у меня была компания Valars Group, меня просто третировали со стороны налоговой, – вспоминает Кирилл Подольский. – Но диалога и близко не было. Сейчас же все поменялось: пришли люди другого уровня, чтобы формировать нормальную деловую среду.

«Прекратите воровать!»

Это главный лозунг кампании по «очистке» рынка, а действия всех участников рынка предлагается свести к нескольким правилам. Ниже рекомендации налоговиков.

Первое. Продаваемая без НДС продукция должна и покупаться без НДС. По прямым договорам между сельхозпредприятием и покупателем. Посредникам предложено работать по агентской схеме, то есть за вознаграждение.

Второе. Если продукция продается с НДС, например, группой компаний, куда входят и аграрии, и трейдеры, тогда в группы компаний должны входить только компании, работающие с НДС. Можно создать внутри группы одну посредническую организацию для взаимодействия с фермерами на ЕСХН, но она должна быть официальной.

Третье. УФНС рекомендует работать с посредниками без НДС – по агентскому (за вознаграждение) или прямому договору с экспортерами.

Посредники, как показала практика, тоже нужны рынку. 85% зернового рынка России – это мелкие фермеры, продукция которых суммируется в большие партии. Посредники прямо с поля покупали у них товар, оформляли документы и организовывали логистику, так как ни у экспортеров, ни у производителей штата для этого нет. Пусть работают, решило государство, но в рамках прозрачности.

Фермеров не устроили сроки

Руководитель сельхозпредприятия «Аврора» Николай Попивненко также отметил нужность посреднических компаний, которые экономили время и силы аграриев для работ в поле. Правда, они брали зерно по заниженным ценам, но все понимали, что за любую работу нужно платить. Теперь, если люди, с которыми фермеры работали годами, уйдут, им самим придется отвлекаться на сбор документации, поиск новых покупателей. Некоторым предстоит открывать в банках расчетные счета, которых у них не было. И всем самостоятельно выяснять, кто из посредников работает в правовом поле, а кто нет.

Предполагается, что в этом поможет госреестр. С 25 июля налоговая должна разместить объединенные с Минсельхозом (на сайте Минсельхоза) базы на все организации, работающие на зерновом рынке. Там должна быть информация о налоговом режиме каждой фирмы, ее доходах, уплаченных налогах. Однако сейчас крестьян больше всего волнует другая проблема.

– Все проходит слишком быстро, и нам приходится включаться в перестроечные процессы перед самой уборкой. Сложнее всего получить декларацию соответствия на зерно. Очереди на ее получение большие, а без нее нельзя начать продавать. Хранить урожай в основном людям негде, зернохранилища дороги, вот и продают, как только уберут, – говорит фермер Попивненко.

Мошенничество на зерновом рынке не достигло бы таких масштабов, если бы не существовало разницы по выплате налогов. Но, по словам Варвары Бурлевич, во всех мировых практиках есть такие не состыковки, однако за границей никому в голову не приходит использовать их для наживы – русский менталитет. В России нужно просчитать идеальную налоговую модель и сделать ее единой для всех, чем в ближайшее время и намерены заняться налоговые органы, отметила представитель ФНС.

Источник: провэд.рф

Также в разделе

Комментарии (0)