Украина: Почему перевозка зерна в контейнерах наращивает обороты

Фильтры

Регион

Новости

Украина: Почему перевозка зерна в контейнерах наращивает обороты

Около 5% украинского зерна отправляется на экспорт в контейнерах.

Таким образом в среднем можно сэкономить от 3 до 6 долл на тонне груза. Почему инвестиции в ж/д платформы и контейнера могут оказаться рентабельнее хопперов.

Почему перевозка зерна в контейнерах наращивает обороты

Украинские аграрии утверждают, что зерно из страны вывозится не благодаря транспортной инфраструктуре, а вопреки ей. Напомним, что в прошлом году они жаловались на сложности, которые возникли из-за ужесточения контроля перегруза зерновозов на дорогах. Сейчас чтобы выполнить обязательства перед покупателями, те компании с собственным автопарком, которые согласились «играть по правилам», возят зерно без перегруза, уменьшив маржу, а другие стараются «договориться» и на дороге, и в порту.

В то же время «Укрзализныця» не может обеспечить их достаточным количеством хопперов. Даже несмотря на некоторые успехи: в прошлом году было перевезено зерна в 544 тыс. зерновозах, что на 13% больше, чем годом ранее. В общей сложности отгружено 35 млн. тонн груза. В среднем ежедневно загружали около 1486 зерновозов, и эти показатели на 157 вагонов больше, чем годом ранее.

Эту нехватку частично можно компенсировать контейнерами. Судя по информации от участников рынка, интерес к такой транспортировке зерна есть. И некоторые компании сейчас вкладывают деньги в покупку контейнеров и соответствующего оборудования. На рынке отмечается даже уже дефицит и соответствующих контейнеров.

Платформы строить дешевле, и в отличие от вагонов-зерновозов, их можно использовать не только во время «зернового сезона».

Недавно стало известно, что филиал «ЦТС «Лиски» ПАО «Укрзализныця» планирует купить для транспортировки зерна сотню специализированных контейнеров с люками в крыше. Напомним, что он  строит в  Одесской области зерновой терминал, специализирующийся на стафировании контейнеров.

Увеличить парк собственных фитинговых железнодорожных платформ для контейнеров планирует «Укрречфлот». Об этом сообщил глава контейнерной группы компании Евгений Красовский. В Днепропетровском речном порту «Укрречфлот» уже более года занимается стафировкой зерна, которое для дальнейшего экспорта в контейнерах доставляют в порты Большой Одессы.

В основном украинское зерно идет из портов на экспорт в балкерах. В контейнерах его отправляют покупателям небольших партий. Здесь есть сложности, которые делают такую доставку менее рентабельной. Обратного груза может не быть, и тогда на плечи собственника контейнера, морской линии, ложаться дополнительные расходы на возврат «порожняка».

Есть тенденция к укрупнению отправок зерновых, однако на рынке всегда будут присутствовать потребители, закупающие небольшие объемы.

«Есть тенденция к укрупнению отправок зерновых, однако на рынке всегда будут присутствовать потребители, закупающие небольшие объемы. Поэтому экспорт зерна в контейнерах останется востребованным. В 2013 году экспорт зерновых в контейнерах составил 0,4 млн тонн, а 2015 году экспорт вырос до 1,57 млн тонн», — говорит аналитик компании «ЦТС-Консалтинг» Андрей Исаев. Таким образом, контейнеризация коснулась около 5% всей портовой перевалки зерновых.

Спрос на контейнеризацию зерновых диктует также возможность доставки груза непосредственно на склад заказчика, обеспечение сохранности зерна, добавляют в компании «Лиски».

«Контейнеры – это практически в розницу. У тебя гораздо больше покупателей. Можно отправить 20 тонн покупателю, у которого совсем небольшой завод по производству кормов. А человек, который способен заплатить 5-10 млн за большой корабль – таких компаний очень мало. Япония импортирует порядка 15 млн тонн кукурузы, и значительную часть они покупают в контейнерах», – добавляет директор New World Grain Ukraine (Soufflet Group) Николай Горбачев.

В контейнерах зерно можно также доставлять не конкретно заморскому покупателю, а только до порта, где его перегрузят в балкер. По словам заместителя начальника «Центра транспортной логистики» «Укрзализныци» Андрея Мирошникова, именно так будут использоваться спецконтейнеры «Лиски». «Контейнер будет отправлятья на станцию погрузки, грузиться зерном и приходить в порт, грузиться на судно – до тех пор, пока они не выстроят логистику на море для того, чтобы можно было эти контейнеры вернуть», – сообщил он.

Контейнеры можно грузить и на элеваторе, и на железнодорожных станциях. Потом их можно снять краном с платформы поезда и грузовиком отвезти для розгрузки в порт.  «Эта схема уже практиковалась, но после появления больших машин-зерновозов стала нерентабельной. Теперь автоперевозки стали очень дороги, вагонов не хватает, и поэтому схема вновь стала актуальной», – уверяет директор компании «Штеф Фрейт Менеджмент» Александр Штефанец (компания занимается организацией перевозок).

Если везти зерно не вагоном-хоппером, а в контейнере, в среднем на перевозке тонны зерна на комплексе логистики можно сэкономить от 3 до 6 долл. за счет разницы в самом ж/д тарифе и отсутствии дополнительной перевалки, подсчитал он. «Вагон-зерновоз берет больше зерна, чем контейнер. Цифра зависит от того, какое именно зерно вы загружаете и какого качества. Кукурузы, к примеру, в хоппере может поместиться в среднем 65 тонн. Один 20-футовый контейнер – это 24 тонны того же груза, на платформе их два, выходит 48 тонн кукурузы. Но тарифы на перевозку в контейнерах ниже, поэтому и выходит дешевле», – прокомментировал он «Портам Украины».

Руководитель компании признает, что загрузка контейнера на элеваторе имеет и свои недостатки: загружается он медленнее, чем хоппер, да и не каждый элеватор приспособлен под торцевую загрузку контейнера. Кроме того, взвешивать на месте могут только жд платформы длинной 12 метров, а 18-метровую – уже нет (элеваторные железнодорожные весы рассчитаны под размеры хопперов).

«Но и преимущества есть: сертификация в регионе дешевле, чем в морском порту. И не нужно производить дополнительную перегрузку, как это происходит, когда зерно сначала везут в порт в хоппере, а потом там уже стафируют его в контейнер, что приводит к потери времени, естественной убыли зерна при перегрузочных работах и в конченом итого к удорожанию стоимости комплекса логистики, – говорит он.

По словам Штефанца, частному бизнесу будет выгоднее инвестировать в платформы, чем в зерновозы. Платформы строить дешевле, и в отличие от вагонов-зерновозов, их можно использовать не только во время «зернового сезона». А потребность в платформах будет только расти, их и сегодня не хватает, говорит он. «Контейнерные перевозки не могут перекрыть нехватку хопперов, но хотя бы частично снимут нагрузку с хопперов и помогут аграриям, особенно ориентированных на сегмент небольших партий. Хотя большей мерой вопрос доставки зерна в порт может решить развитие речных перевозок», – добавляет Александр.

Контейнеры могут также использоваться исключительно для загрузки зерна на суда. Так, часть зерна, которое обрабатывается на терминалах «Бруклин-Киев», грузят в трюмы балкеров при помощи специальных приспособлений в виде двух спаренных контейнеров суммарной вместимостью 36 тонн. Компания освоила эту технологию еще в 2015-м. По словам гендиректора «Бруклин-Киев Порт» Владимира Пустоварова, в прошлом году на терминале было погружено 840 тыс. тонн зерна. «Если пересчитать те деньги, которые мы заработали благодаря зерноперевалке, то по прибыли это эквивалентно перегрузке 28 тыс. контейнеров. Так что если этот объем добавить к реально переработанным 198 тыс. контейнеров, мы выходим на результат в количестве условных 226 тыс. контейнеров», – поделился он подсчетами с одесскими журналистами.

Аргентинцы же пошли даже дальше – определенной мерой контейнеры заменили им зерновые «банки». Зерно стали загружать в специальные 20-футовые контейнеры с герметичными крышками (грузоподъемностью 27 тонн) и после доставки в порт хранить там до прихода судна. В трюм же зерно выгружают с помощью так называемого револьверного спредера, переворачивая контейнер на небольшой высоте от поверхности. Крышка контейнера открывается автоматически перед переворачиванием. Используются судовые, портовые краны и пр., и с помощью двух кранов можно загружать до тысячи тонн в час. Систему Containerized Bulk Handling (CBH, технология обработки контейнеризированных насыпных грузов) опробования и в других странах Южной Америки, а также в Австралии.

С одной стороны, пока мощностей для хранения зерна в украинских портах хватает, с другой – при дальнейшем росте урожая и явных проблемах с доставкой (недостаточная пропускная способность припортовых ж/д станций и т.д.) подобное техническое решение может быть интересно и для нас. Однако здесь есть вопросы, при этом главный – насколько хорошо сохранится зерно, которое транспортируется таким образом. Как долго оно хранится в закрытом контейнере, вентилируется ли и т.д.

Источник: ukragroconsult.com

Также в разделе

Комментарии (0)