Ученые: ген гибридной пшеницы повысит урожайность

Ученые: ген гибридной пшеницы повысит урожайность

Российские ученые обнаружили несколько чрезвычайно стойких к преждевременному прорастанию гибридов пшеницы и дикого пырея, а также их ген, пересадка которого в геном культурной пшеницы позволит значительно повысить ее урожайность.

Об этом пишет PLoS One.

Как известно, при осенних дождях и туманах часть спелых зерен начинает прорастать прямо внутри колоса, что снижает качество муки. Исследователи нащупали путь к решению этой проблемы, открыв несколько гибридных сортов злаков, зерна которых почти не прорастают внутри колосьев.

Как показали эксперименты, вероятность прорастания зерен сильнее всего зависела от того, как был устроен ген Vp-1, отвечающий за рост зародыша пшеницы и других злаков на последних стадиях развития. Самая редкая из его разновидностей, ThVp-1d, встречающаяся у примерно 15% злаков, сильнее всего защищала гибриды пшеницы и пырея от прорастания.

Этот ген, как отмечают ученые, можно перенести в ДНК сортовой пшеницы как при помощи генных модификаций, так и при помощи обычного скрещивания. Полученные в результате злаки, считают они, будут более урожайными и устойчивыми к непогоде.

Исследователи также рассчитывают, что дальнейшее изучение гибридов и улучшение их свойств позволит реализовать давнюю мечту советских селекционеров – вывести многолетний сорт злаков, который будет обладать всеми лучшими качествами пырея и культурной пшеницы и при этом не будет иметь их недостатков.

Ранее сообщалось, что ученые раскрыли секрет выживаемости опасного патогена пшеницы, который называют стеблевой ржавчиной. Оказалось, что заболевание «выбрасывает» гены, которые позволяли бы иммунитету растений ее распознавать. Данное открытие позволит найти пути защиты пшеницы от опасного заболевания, известного еще со времен Древнего Рима, считают исследователи.

Источник: mir24.tv