Трейдеры двинулись по валютному курсу. Новороссийский терминал не успевает переваливать экспортное зерно

Фильтры

Регион

Новости

Трейдеры двинулись по валютному курсу. Новороссийский терминал не успевает переваливать экспортное зерно

Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) обратилась с просьбой к ОАО «РЖД» наложить временный запрет на отгрузку зерна в адрес Новороссийского зернового терминала из-за того, что отгрузка почти в 2,5 раза превышает выгрузку. В результате на подступах к терминалу скопилось до 14 составов с зерном. Эксперты объясняют экспортную активность трейдеров высоким спросом на мировом рынке и падением курса рубля к доллару, что сделало поставки за рубеж более выгодными по сравнению с продажами на внутреннем рынке.


Как сообщила „Ъ“ официальный представитель СКЖД Ирина Резниченко, временный запрет на отгрузку зерна в адрес Новороссийского зернового терминала (ОАО «НЗТ») необходим для нормализации работы Северо-Кавказской железной дороги. По ее словам, из-за превышения отгрузки зерна над выгрузкой почти в 2,5 раза в данный момент на подступах к ОАО «НЗТ» скопилось до 14 составов с пшеницей. В то же время генеральный директор ОАО «Новороссийский зерновой терминал» Михаил Петренко сообщил „Ъ“, что терминал, суточная мощность которого составляет 23 тыс. тонн в сутки, работает «в нормальном режиме».

Аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов отмечает, что наиболее активно трейдеры традиционно направляют зерно на экспорт в конца лета и осенние месяцы, так как именно на период с августа до конца осени приходится наибольший спрос на зерно на мировом рынке. Однако, по его словам, в этом году ситуация была нетипичной. «Активность трейдеров в 2008 году стала снижаться уже в октябре, так как из-за высокого урожая в других странах потребность в российском зерне снизилась, и отечественные трейдеры стали придерживать свой товар»,— отмечает Олег Суханов.

Согласно данным Российского зернового союза (РЗС), объем перевалки зерна в российских портах по итогам 2008 года сократился. В общей сложности через них прошло 10,352 млн тонн (при общем экспортном потенциале 20 млн тонн), из них почти 90% зерновых потоков были обработаны в портах южного региона.

«2009 год открылся ростом цен на зерно. Российская пшеница оказалась более выигрышной по цене в сравнении с основными поставщиками — Францией и США. В результате были заключены новые крупные контракты по поставкам с Пакистаном и Египтом. Спрос на зерно повлиял на ценовую динамику. Если в декабре прошлого года на в порту Новороссийска за одну тонну пшеницы четвертого класса давали $180, то в конце января — $200»,— говорит господин Суханов.

Как отмечает эксперт, рост стоимости экспортной пшеницы повлиял и на ценовую динамику внутреннего рынка. По данным ИКАР, если в декабре тонна пшеницы четвертого класса стоила 4,5 тыс. рублей, то в январе — уже 6 тыс. рублей. Однако с учетом того, что доллар вырос по отношению к рублю, продажа зерна на экспорт оказалась выгоднее, чем его реализация на внутреннем рынке, что и обусловило всплеск активности трейдеров.

Эксперты отмечают, что ситуация на зерновом рынке является сложно прогнозируемой: цены по мартовским контрактам уже снижены на 10–15%. Однако значительного снижения весной Олег Суханов не предвидит. «Разница в соотношении доллар-рубль не даст цене упасть очень сильно. Кроме того, продовольственной пшеницы не так уж много на рынке, преобладает фуражное зерно более низкого качества, поэтому можно рассчитывать на стабилизацию ситуации»,— отмечает эксперт.

Олег Суханов говорит, что дать более долгосрочный прогноз сложно из-за нескольких факторов: точное количество всех запасов зерна в стране пока еще неизвестно, как и то, какой урожай озимых культур соберут аграрии в текущем году. По мнению президента Valars Holding Кирилла Подольского, из-за снижения прошлогоднего спроса на зерно финансовое положение производителей значительно ухудшилось, а от того, как аграрии проведут весенний сев, будет зависеть дальнейшая ценовая динамика.

Источник: kommersant.ru

Также в разделе

Комментарии (0)