Российский рынок сои получит новый стимул для развития

Фильтры

Регион

Новости

Российский рынок сои получит новый стимул для развития

Несмотря на наличие собственного производства, в стране по-прежнему существует определённый дефицит данного сырья, ввиду чего около 43% от необходимого объёма покрывается за счёт импорта.

Не секрет, что соя за последние два десятилетия прочно обосновалась в российском АПК, и дело здесь вовсе не в её выдающихся свойствах, а в универсальности, поскольку сфера её применения распространяется от животноводческих кормов до производства продуктов питания. Несмотря на наличие собственного производства, в стране по-прежнему существует определённый дефицит данного сырья, ввиду чего около 43% от необходимого объёма покрывается за счёт импорта. К сожалению, основная масса ввозимой продукции весьма низкого качества, в ней присутствуют различного рода паразиты, а сами культивируемые сорта относятся к генетически модифицированным. Именно это и послужило причиной запрета на импорт сои из Бразилии с 1 декабря текущего года. Как полагают эксперты, это положительно скажется на отечественном рынке за счёт удорожания и повышения инвестиционной привлекательности производства в России. 

Данная позиция несколько не обоснована, поскольку удорожание сои в первую очередь ударит по животноводству, переживающему не лучшие времена. Кроме того, потенциальный дефицит может быть с лёгкостью перекрыт наращиванием поставок из Аргентины и Чили. 

Стоит отметить, что практически вся продукция стран Латинской Америки относится к ГМО, так что её качественные показатели вызывают определённые опасения. К сожалению, отказаться от таких поставок мы пока не в состоянии, поскольку отечественные аграрии попросту не смогут нарастить производство в должном объёме. Так, по статистике Министерства сельского хозяйства, в 2016 году была достигнута рекордная урожайность данной культуры – 3,1 млн тонн. Однако, по информации Владимира Волика — директора Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза, потребность в одном только соевом шроте достигает ежегодно 5 млн тонн. При этом рассматривать увеличение собственного производства на 14,5% как попытку импортозамещения вряд ли разумно. В 2016 году площади, засеянные соей, составляли 2,22 млн га, а в 2017 – 2,26 млн га, так что весомой прибавки ожидать не приходится. 

Стимулирующее влияние ограничений на импорт и его негативные последствия 

Неизбежным последствием любых ограничительных мер является повышение рыночных цен, что автоматически делает выращивание сои более доходным и создаёт столь необходимую для развития инвестиционную привлекательность. Однако всё это, по мнению Евгения Трофимова — генерального директора ООО «Таргет Агро», позволит удовлетворить внутренний спрос не ранее, чем через 3-5 лет и только при активном содействии государства. 

Разумеется, для сельского хозяйства подобные сроки являются небольшими. Кроме того, в отличие от того же производства пшеницы, инфраструктура переработки сои растёт опережающими темпами и уже сейчас её мощность достигает 4 млн тонн. Всё это позволяет рассматривать вопрос об активном расширении посевов уже в предстоящем сезоне, однако стоит учитывать тот факт, что животноводческая продукция в этот период окажется под ударом. 

Как пояснил вице-президент Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев, в бройлерном птицеводстве до 70% себестоимости готовой продукции – это затраты на корма, при этом 20% от всего используемого объёма – это импортируемый соевый шрот, стоимость которого равняется оставшимся 80% российских кормов. При таком положении дел даже незначительное удорожание автоматически приведёт к увеличению себестоимости и росту розничных цен, что сделает продукцию менее конкурентоспособной. Эксперт также полагает, что снизить зависимость от импорта удастся в более отдалённой перспективе, а именно – через 5-10 лет. 

В свою очередь Мушег Мамиконян — президент Мясного совета Единого экономического пространства, проинформировал о том, что зависимость подведомственной ему отрасли от поставок сои колеблется в пределах от 50 до 90%. 

По предварительным оценкам, урожайность 2017 года лишь на 3,2% превысит аналогичный прошлогодний показатель, при этом прирост обеспечивается лишь экстенсивным увеличением посевных площадей на фоне общего снижения удельного съёма продукции. Так что говорить о нивелировании потенциального дефицита вряд ли приходится. 

Всё это на фоне падения уровня доходов населения может привести к сокращению объёмов потребления продукции животноводческой сферы, а также к открытию рынка для поставок дешёвой иностранной продукции сомнительного качества. При этом нельзя говорить о том, что именно запрет, вступающий в силу с 1 декабря, будет играть в сложившейся ситуации главенствующую роль, поскольку временные ограничения поставок из Бразилии и Аргентины действовали и летом, что привело к падению суммарных показателей импорта. 

Прогнозы на ближайшую перспективу 

Осознавая всю сложность взаимосвязей между поставками иностранной сельхозпродукции и отечественным производством, вводимые ограничения вряд ли можно назвать попыткой оградить российских аграриев от нежелательной конкуренции. Это скорее стимулирующая мера, направленная на повышение качества поставляемой сои, а срок действия таких мер вряд ли превысит несколько месяцев. 

Тем не менее, ситуация более чем показательная, ввиду чего инвестиционная привлекательность отечественного производства значительно возрастает. Нельзя, правда, говорить о полном импортозамещении, поскольку соя не относится к традиционным культурам российской погодно-климатической зоны, поэтому в ряде случаев определённая доля импорта всё же будет экономически оправдана. 

Что касается цен на внутреннем рынке, то их рост остаётся неизбежным явлением, а его величина будет зависеть от продолжительности действия запрета. Кроме того, будет иметь место и спекулятивная составляющая. Хотя для объективной оценки необходимо учитывать, что стоимость сои растёт и на внешних рынках с середины прошлого года. В марте текущего года участники отечественного животноводческого рынка уже обращались к министру сельского хозяйства с просьбой снять ограничение на ввоз ГМО сои из Латинской Америки, и тогда их аргументы были услышаны. При этом отмечалось, что стоимость сои в России выросла по отношению к мировым котировкам на 15-20%, а это уже ведёт к снижению конкурентоспособности. 

Иными словами, имея определённый резерв мощностей по переработке, а также острую потребность в продукции должного качества, в 2018 году можно прогнозировать активное расширение посевных площадей, которое в третьем-четвёртом квартале позволит нивелировать опережение цен по отношению к мировым котировкам. Что касается самих аграриев, то более мощный стимул для развития сложно даже представить, так что наращивание объёмов – лишь вопрос времени.

Источник: agropages.ru

Также в разделе

Комментарии (0)