Окно на Ближний Восток для казахстанского зерна

Фильтры

Регион

Новости

Окно на Ближний Восток для казахстанского зерна

Пожалуй, самым неприятным моментом прошедшего на прошлой неделе Зернового форума «KazGrain2012» можно назвать «круглый стол», посвященный проблемам перевозки зерна, что проводился на второй день конференции зерновиков.

Пафос официальных выступлений первого дня сменился сермяжной правдой казахстанской логистики, от неустроенности которой страдает в большей степени агробизнес. Никаких вопросов у участников форума не возникло к руководству «Ак бидай терминала», зато не успевал отбиваться от критики вице-президент по экономике и финансам АО «Казтемиртранс» Санжар Елюбаев, делая это, впрочем, с завидным хладнокровием. Рубикон перейден - все зерновозы Казахстана находятся в руках оператора, который, пользуясь полномочиями госпредприятия, в то же время свою нерасторопность в обновлении парка вагонов, и просто в работе с клиентами, списывает на поддержание коммерческого баланса.

Такова угрюмая картина казахстанской логистики. На ее фоне чем-то обнадеживающим повеяло от выступления члена ассоциации «Казахстанский Деловой Совет АПК» Каната Рамазанова. В противовес всем расшаркиваниям, препирательствам и обидам, в которых погрязло обсуждение проблем перевозки зерна, заместитель генерального директора транспортно-логистической компании «Jels-Astana» Канат Рамазанов предложил свой вариант амбициозной программы «Новый Шелковый путь».

Да, существует программа Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по доставке наших товаров в страны Центральной Азии и Персидского залива, которая при значительных госсубсидиях реализуется уполномоченными государственными органами. А программа Рамазанова - это тот же шелковый путь, но призванный стать дополнительным «локомотивом» и альтернативой для сельхозтоваропроизводителей по увеличению объемов экспорта казахстанского зерна в страны Центральной Азии. Канат не однажды проходил его лично, и призывает всех участников зернового рынка активно сотрудничать с «Jels-Astana».

Сколько стоит сегодня доставить тонну пшеницы к портам Ирана или, скажем, Азербайджана и Грузии? Конкретно этого никто не скажет, но однозначно дорого. Канат знает, как на доставку до Иранского порта Амирабад и Анзали потратить от $85 (включая работы в порту Актау, но без учета фрахта корабля) и до $105 с учетом фрахта корабля. Причем, по его уверениям, работает честно и открыто на благо всех заинтересованных сторон, при значительном объеме предоставляет скидки, не является посреднической фирмой, и открыто порицает систему, сложившуюся в Казахстане, когда при любой конъюнктуре зернового рынка в накладе оказывается его главное звено - производитель.

«Фермер производит зерно, переработчик изготавливает муку, пекарь - поставляет готовый хлеб на прилавок, что делает импортер?», - недоумевает Канат. По его мнению, институт зернотрейдеров на сегодня изжил себя и его функционал пора передать логистическим компаниям, вроде той, что возглавляет Рамазанов.

Да, идея окна на Ближний Восток, которая так заинтересовала участников «KazGrain2012» и руководство Делового Совета АПК в лице Армана Евниева, выросла из деятельности ТОО «JELS-ASTANA».

Настоящий читательский бум вызвало однажды объявление товарищества о предоставляемых услугах на сайте «Казах-Зерно»: «Комплексные услуги в п. Актау (минуя терминал «Ак Бидай»)… Наша практика показала, возможности по доставке зерновых культур в п. Амирабад (Иран), составляет - до 250 000 тонн в год… Наша компания работает по принципу «Комплексная работа от элеватора в Казахстане до п. Амирабад (Иран) через п. Актау»… Гарантированный срок доставки, отличный сервис, конкурентные цены» - гласила афиша. Тут же редакцию «КазахЗерно.kz» закидали письмами: «Что за ребята? Стоит ли работать? Подскажите контакты».

Признаться честно, нам и самим стал интересен претенциозный прожект «Jels-Astana» и его замдиректора Каната Рамазанова. Пожалуй, любой человек в Казахстане, кто хоть что-нибудь знает об экспорте казахстанского зерна, скажет вам об «особенностях» перевалки зерна через «Ак бидай терминал». И вот предлагается альтернатива узкому горлышку терминала. Причем в далеко идущих планах компании увеличить объемы поставок до миллиона тонн, а это уже седьмая часть экспортного потенциала Казахстана. То есть деятельность компании уже сейчас выходит за рамки сугубо коммерческие. Логисты «JELS-ASTANA» не тратят время на полемику, а предлагают свой отличный вариант наращивания экспортных поставок, а вслед за ними, как бы громко это ни звучало, - толчка к интенсификации всей зерновой отрасли Казахстана.

Этим и «подкупил» топ-менеджер транспортно-логистической фирмы Деловой Совет АПК, который принял живейшее участие в разработке их идеи «прорубания» окна на Ближний Восток. Руководство компании включено в состав Совета. Канату Рамазанову было предоставлена исключительная возможность выступить перед участниками Зернового форума в Астане, где мы его и повстречали впервые.

Стоит отметить, речь Каната увлекла многих. По окончании прений пришлось долго ждать, когда рационализатор отечественной логистики раздаст все визитки, и наконец, познакомиться.

Канат с живостью откликнулся на предложение дать интервью. Мы расположились на диванах «Риксос Отеля», и такая у нас вышла беседа.

Казах-Зерно: Итак, Канат. Настоящий форум подтвердил суждения некоторых экспертов о том, что тренд казахстанского зерна на текущий маркетинговый сезон определен. Между тем, основные поставки у нас впереди. Куда, по-вашему мнению, «двинется» казахстанское зерно?

Канат Рамазанов: В первую очередь оно пойдет в страны, зависимые от казахстанского зерна. Наши постоянные партнеры хорошо знают о качестве нашего зерна. И в их числе могу назвать рынки, которые в настоящее время находятся в стадии разработки - такие как Азербайджан, Грузия. По представленным сегодня на форуме выкладкам аналитикам хорошо было видно, что объемы поставок в эти страны растут ежегодно. Хотелось бы верить, что активизируется работа по Ирану, потому что это очень емкий, перспективный рынок.

Казах-Зерно: Какую роль в этом процессе вы отдаете своей компании?

Канат Рамазанов: На сегодняшний день у нас подписаны прямые контракты с «Мангистау Интеркарго», «Khazar Shipping»(Иран) и АО «НМСК «Казмортрансфлот». Это в Казахстане. А если говорить о доставке в Азербайджан и Грузию, у нас достигнуты соглашения и с портом Баку, а далее Грузинский порт Поти - открытое Черное море, откуда можно по Босфорскому проливу поставлять зерно вообще куда угодно. И в первую очередь мы говорим о Турции и странах Персидского залива, в которых очень ценят нашу пшеницу за ее высокие мукомольные свойства. Нужно сказать, что эти слова вышли далеко за рамки прожектов. Все это работает уже сейчас. Есть определенные отгрузки на Иран.

Казах-Зерно: Как это все начиналось? Когда пришло понимание того, что логистика в Казахстане имеет массу особенностей, и мало того, в ваших силах их преодолеть?

Канат Рамазанов: Вы совершенно верно отметили. Наступил такой момент, когда мы пришли к тому, что только комплексная работа сможет иметь результат. Для начала изучили опыт зарубежных компаний. Первый руководитель нашей компании и я сам имеем опыт работы в крупных европейских компаниях, там все работает по принципу «все включено». И принцип предложений таких компаний прост. Сегодня мы называем комплексной работой следующее - ваше зерно мы принимаем на элеваторе, и в кратчайшие сроки оно будет доставлено до Амирабада. Все условности мы берем на себя: погрузка, железнодорожный фрахт, корабельный фрахт, работа в порту - вы больше не столкнетесь с этими понятиями. Только если захотите узнать у нашего специалиста, на какой стадии в настоящий момент транспортировка вашего зерна. Общеизвестно, что с Ираном на Каспии нет железнодорожно-паромного сообщения. Все отгрузки туда мы производим в биг-бегах. Причем затаривание происходит на начальной стадии, а доставка до порта производится в полувагонах, которые в ближайшие месяцы еще доступны в инвентарном парке. В порту Баку существует паромная переправа. И эту работу мы также проводим. Единственное, если заказчик планирует транспортировать свое зерно через порты Поти или Батуми, то ему нужно будет заключить договоры по хранению зерна с администрациями данных портов.

Казах-Зерно: Есть в Казахстане и терминал для экспорта зерна насыпью.

Канат Рамазанов: Да. Но сегодня, ни для кого не секрет, что терминал выполняет государственный заказ, работает согласно поставленным государственными органами приоритетам. Это большие объемы, многомиллионные договора. В работе с терминалом главное - сроки. То есть невозможно прийти и сказать: у меня есть партия, у меня есть заказчик, перевалите мое зерно. Вас просто поставят в очередь. Мы же ориентированы на интересы частного бизнеса, объемы которого невелики, а бюджеты не позволяют ждать осуществления сделки месяцами. И, прежде всего, это сельхозтоваропроизводители, которые желают продавать продукт своего труда по экспортным ценам, и получать достойную плату за свой титанический труд…

Казах-Зерно: Неожиданное заявление.

Канат Рамазанов: Но это на самом деле так. Сегодня компания «JELS-ASTANA» заявляет о себе, как о компании, которая желает расширить и увеличить экспортный потенциал Казахстана. В настоящий момент мы берем на себя обязательство транспортировать до 250 тыс. тонн зерна в год. На данном форуме мы хотели бы вступить в переговоры с Продкорпорацией по предоставлению нам государственного заказа. Это очень поспособствует не только развитию компании, но и увеличит экспорт казахстанского зерна, поймите меня правильно, мы не планируем, грубо говоря, засунуть прибыль в карман, и успокоиться, отбивая каждый год госзаказ. Отнюдь, мы пойдем дальше. В планах есть строительство на Каспии каких-то дополнительных мощностей, причем, и терминалов, и причалов.

Казах-Зерно: Но где же в этих планах интерес мелкого и среднего частника?

Канат Рамазанов: А вот здесь ему самое место. Сравним два ценника: сколько стоит тонна пшеницы на элеваторе Целинной ж/д и сколько стоит та же тонна в порту Амирабад, или станции Сарахс? В среднем от $430 до 450. А теперь посчитаем - стоимость пшеницы на элеваторе на сегодняшний день составляет $265-280, разница между ценами составляет $185, и если учесть транспортировку, то прибыль зернотрейдера/экспортера составляет от $60 до 80 за 1 метрическую тонну. Я, конечно, не пытаюсь заглядывать в карман к трейдерам, но считаю, что было бы лучше, если бы эту прибыль получал товаропроизводитель. У нас стоимость транспортировки до северных портов Ирана, Амирабада и Анзали составляет порядка 105 долларов США, и это фиксированная ставка с многих элеваторов, расположенных в трех северных областях Казахстана. И мы предлагаем разницу в $55 -70 с тонны, забирать самому товаропроизводителю, а возможно даже больше, поскольку экспортные цены на нашу пшеницу растут. А получив вышеуказанную разницу, зернопроизводитель, я больше чем уверен, направит на развитие хозяйства, закуп нового оборудования, развитие социальной сферы, и многие другие проблемы на селе будут решаться самим хозяйством. Все, что нужно нашему клиенту - найти заказчика в Иране и подписать договор с нами. В принципе, то, что делаем мы, мог бы сделать каждый. И хорошо зная страхи нашего зернопроизводителя - рядового крестьянина, - я могу сказать, что многие сейчас задумываются: «Какой Иран?! Кто меня там ждет с моей несчастной тысячей тонн?!». На что у нас есть ряд возражений. Мы предлагаем крестьянам создавать что-то вроде пула внутри района. То есть все же соседи: у одного тысяча тонн, у другого - пять, у третьего - 10. Итого уже 16 тысяч. С этим объемом уже можно искать клиента.

Казах-Зерно: Так это первый шаг к кооперации сельхопроизводителей, о которой мы только говорим в последнее время. Финансовый стимул, как кажется, сдружит их сильнее всяких виртуальных объединений или союзов.

Канат Рамазанов: Совершенно верно. К этому по самому большому счету и стремится наша компания - чтобы крестьянин имел твердую уверенность в востребованности своего труда, был защищен финансово. Только тогда мы будем иметь почву для заявлений в отношении наращивания экспорта зерна. Ведь только стабильный сбыт может стимулировать производство. А рост производства - это деньги, которые придут в село. Причем не из государственных источников, а те, что крестьяне сами заработают для себя.

Казах-Зерно: Спасибо за беседу!

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)