Мукомольный бизнес даже при существующих реалиях может быть привлекательным – Сергей Сакиркин

Фильтры

Регион

Новости

Мукомольный бизнес даже при существующих реалиях может быть привлекательным – Сергей Сакиркин

Мукомольная отрасль Украины в последние несколько сезонов демонстрирует стабильное снижение объёмов производства, увеличивая при этом объемы экспортных отгрузок. 

В результате экономического кризиса у мукомолов появился стимул для расширения географии продаж и представления украинской муки новым странам-импортерам, которые уже оценили ее качество. Одним из перспективных, хотя пока и не очень освоенных, стал рынок стран Черной Африки, куда были поставлены некоторые объемы продукции. О текущих тенденциях в мукомольной отрасли Украины, перспективах и особенности работы с регионом Черной Африки в интервью с Сергеем Сакиркиным, экспертом рынка муки, советником председателя ПАО «Аграрный фонд».

- Сергей Варетович, предыдущий сезон продемонстрировал новые рекорды экспортного рынка украинской муки. С учетом складывающихся тенденций на рынке зерна как Вы оцениваете перспективы экспортной торговли мукой в 2016/17 МГ?

- Перспективы оцениваю перспективно (шутка). Если серьёзно, то динамика экспортных отгрузок последних лет вселяет оптимизм. Начиная с 2012 года, ежегодный рост объемов экспорта муки составлял не менее 10%, и 30% – в прошедшем 2015/16 МГ. Мы можем нарастить объёмы отгрузок в нынешнем МГ до 400–450 тыс. тонн без существенных изменений самого механизма отгрузок. Дальше – упрёмся. Без развития корабельных отгрузок балком (навалом) в трюм судна мы не сможем существенно увеличивать объёмы экспорта. Пример Турции для нас – образец во всём, что касается экспорта муки.

- Как переработчики оценивают качество пшеницы урожая 2016 года? Насколько оно соответствует требованиям мукомолов?

- Пока трудно сказать уверенно, сколько мы имеем продовольственной пшеницы из более чем 26 млн. тонн урожая. Предварительно: меньше пшеницы с высокой клейковиной, меньше пшеницы 2 класса. Засушливая осень сделала своё дело. Например, в районах Запорожской области, где прежде убирали зерно 1 и 2 класса, в нынешнем сезоне озимые показались из земли лишь в январе! Естественно – это фураж.

- Украина все больше расширяет экспортные рынки муки. Насколько изменились требования стран-импортеров к качеству поставляемой продукции? С какими новыми условиями и рисками при выполнении контрактов чаще всего сталкиваются украинские мукомолы?

- Как ни странно, вернее – как раз и не странно, но расширение рынков сбыта не добавило экспортёрам новых требований к качеству продукции. Как и раньше, главное требование – соблюдение контрактных показателей. Европейский рынок, куда начала понемногу попадать украинская продукция, вполне доволен качеством нашей муки. С рисками же больше сталкиваются покупатели, так как практически вся продукция продаётся по 100% предоплате. И один из постоянных покупателей украинской муки потерял партию продукции на 160 тыс. долл. Украинская сторона выполнила свои обязательства полностью. А вот компания, через которую работал покупатель, перепродала его груз.

- Вопросы логистики при торговле аграрной продукцией имеют большое значение. Как известно, доля затрат на логистику в Украине значительно превышает уровень затрат по сравнению с Европой и США. В этом сезоне вследствие повышения тарифов на ж/д и автоперевозки, усиления габаритно-весового контроля доля логистических затрат стала еще выше. Насколько мукомольный рынок ощущает логистические проблемы?

- Не думаю, что в США и Европе ж/д тарифы ниже, чем у нас. И габаритно-весовой контроль там куда более строгий. Однако рентабельность экспортных операций там выше. И в первую очередь за счёт более высоких цен продаж. До сих пор Украина завоёвывает международный рынок, в первую очередь, за счёт низких цен. Если же брать пример с Турции, то экспортно-ориентированные мельницы находятся в непосредственной близости к портам. Как следствие – низкие логистические затраты. Но там и пшеницу эти же мельницы получают из портов, импортную.

- Какие еще болезненные вопросы, связанные с логистикой при экспорте продукции, могут оказывать негативное влияние?

- Как я отметил в самом начале, самый болезненный вопрос – это метод транспортировки продукции к покупателю. Некоторое количество продукции отгружается в крытых вагонах – в Молдову, Грузию и остальные страны бывшего Союза. А всё остальное – в морских контейнерах. И в подавляющем большинстве – на железнодорожных платформах. Мы подходим к критической точке оборота контейнеров. Во-первых, их не хватает вследствие уменьшения импорта. Во-вторых, увеличивается время доставки до мельницы и обратно. Это, ко всему прочему, увеличивает платежи «за использование подвижного состава». Львиная доля отгрузок из Турции осуществляется балком. У нас же в прошедшем МГ всего 2 корабля по 5 тыс. тонн. А иного пути нет...

- В прошедшем сезоне география экспорта муки расширилась за счет новых стран-импортеров, и частично за счет стран региона Черной Африки. Как Вы оцениваете перспективы увеличения объемов экспорта муки в данный регион?

- Этот регион я оцениваю как наиболее заслуживающий внимания. В прошлом МГ туда было отгружено 2,48 млн. тонн муки. В нынешнем МГ мировые экспортёры планируют отгрузить почти 2,6 млн. тонн. Украина отгрузила в Африку 2% всего объёма экспорта в 2014/15 МГ и 8% в 2015/16 МГ. Рост очевиден, но этого крайне мало. Мы ещё имеем возможность завоевать часть этого огромного рынка. Практически все наши корабельные отгрузки производились в африканские страны: два года назад в Сирию, два месяца назад – в Ливию. Увеличиваются отгрузки в Анголу, которая импортирует ежегодно более полумиллиона тонн муки. Необходимо всячески развивать это направление.

- Какие особенности и риски должны учитывать украинские переработчики при работе с данным регионом?

- В первую очередь, при торговле с африканскими странами во главу угла ставятся личные отношения. Можно сколь угодно долго договариваться с государственными органами, но не отгрузить ничего. Но если у вас есть личные контакты с кем-нибудь из «нужных людей» – вопрос практически решен. Необходимо учитывать и такую особенность, как запрет на предоплату у некоторых стран, в частности в Анголе. Оплата возможна только с отсрочкой и/или по аккредитиву. Поэтому наши производители работают через посредников, готовых платить предоплату и получить половину дохода.

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) оказывает гуманитарную поддержку государствам региона Черной Африки, и в рамках сотрудничества с данной организацией возможно осуществлять поставки муки по гуманитарным программам. Какие требования ставит FAO перед участниками программ, и насколько интересно украинским переработчикам зерна в них поучаствовать?

- FAO помогает нашему отраслевому Союзу мукомолов. В частности, частично оплачивает участие в выставках, тренингах. А вот участие в гуманитарных программах – это совсем другое дело. Очень забюрократизованная процедура, много нюансов не для печати. Насколько я знаю, Украине удалось поучаствовать в зерновых программах FAO. В программах гуманитарных поставок муки не удавалось, хотя это очень выгодное мероприятие. Вернее, именно поэтому и не удавалось.

- Если говорить в целом о расширении географии поставок украинской муки на внешний рынок, какие регионы мира являются наиболее перспективными?

- В первую очередь, это африканские страны. Северная Африка – Ливия. Южная Африка – Ангола. Западная Африка – Нигерия. Ближний Восток – Сирия, Ирак. Необходимо вернуть утраченные позиции в Юго-Восточной Азии и увеличивать своё присутствие на данном рынке. Наращивать поставки в Израиль, где нашей муки на рынке более 35%. Довести присутствие нашей муки до 50%, 70%, 100%!

- Несколько глобальных вопросов. Сергей Варетович, Вы на мукомольном рынке Украины работаете уже достаточно давно и не просто наблюдали этапы его развития, а непосредственно участвовали во многих процессах. Если сравнить мукомольную отрасль Украины 10 лет назад и на сегодняшний день, как бы Вы охарактеризовали этот период?

- Наверное, следует разделить на два этапа. 1996-2006 гг. – это первое десятилетие свободы мельниц и элеваторов. Приватизация государственных активов, последующие неоднократные (кое-где) смены собственников и начало деятельности. И второе десятилетие – от 2006 года по настоящее время – становление отрасли как таковой. Начало самостоятельного экспорта, первый рекорд приватизированной отрасли в 2007 году – отгрузка более 200 тыс. тонн муки. И настоящее время: в десятке ведущих экспортёров; понимание необходимости полной модернизации предприятий и первые шаги в этом направлении; создание Союза мукомолов и т.д.

- В последнее время все чаще звучит фраза и от экспертов, и от представителей украинской власти о необходимости увеличения в стране производства продукции с добавленной стоимостью. По Вашему мнению, что необходимо предпринять государству для стимулирования развития мукомольной отрасли Украины?

- В первую очередь – сертификация мельниц!!! Просто крик души! В стране официально более 900 производителей муки выпускают 2,2 млн. тонн продукции. Кто хочет, на чём хочет, где хочет может размалывать пшеницу любого качества и, называя это «пшеничной мукой», продавать за копейки. Понятие продовольственной безопасности в Украине отсутствует напрочь! И рентабельность производства максимально близка к «0». И работают мельницы 1950-1980-х годов. Для сравнения: в Германии 300 мельниц производят 7,2 млн. тонн. Мука стоит в разы дороже, чем у нас, при одинаковых ценах на пшеницу. И хлеб, соответственно, стоит дороже. А почему, собственно, хлеб должен стоить копейки? Кто это выдумал?

- Какие факторы наиболее существенно сдерживают развитие мукомольной отрасли страны?

- Я уже сказал об этом выше: крайне низкая маржинальность данного вида бизнеса отпугивает потенциальных инвесторов. А собственники не имеют возможности вкладывать средства в модернизацию в связи с длительным сроком возврата инвестиций.

Хотя, даже при существующих реалиях, можно сделать этот бизнес привлекательным.

Источник: apk-inform.com

Также в разделе

Комментарии (0)