Мощности x 5

07 октября 2014, 09:43

За 13 лет возможности экспортной перевалки зерна выросли больше чем на 30 млн тонн. 

Мощности x 5

С наращиванием экспортного потенциала инвесторы стали активнее вкладывать средства в строительство новых зерновых терминалов. В этом сезоне перевалочные мощности российских портов превысили 40 млн т, тогда как 13 лет назад составляли всего 8 млн т. В ближайшие пять лет потенциал экспорта реально увеличить еще на 7−8 млн т/год.

Если в сезоне-2001/02 общая экспортная мощность российских портов составляла не более 8 млн т, то к 2013/14 сельхозгоду возможности по перевалке возросли почти до 36,6 млн т. С учетом портов Севастополя (2,8 млн т) и Керчи (1,3 млн т) — до 40,7 млн т. Такому существенному приросту предшествовал ряд ключевых событий в развитии зерновой экспортной инфраструктуры России, происходивших на протяжении 2007−2014 годов.

Бум в развитии и строительстве экспортных зерновых терминалов логично совпал с наращиванием поставок зерна за рубеж, которое началось с сезонов-2001/02−2002/03. Тогда со старта демонстрировались очень высокие темпы вывоза.

Вслед за потенциалом

В 1990-е годы (за исключением сезона-1997/98, когда было экспортировано 2,5 млн т) Россия зачастую была нетто-импортером зерна, но уже в сезоне-2001/02 7,1 млн т зерна (здесь и далее включая муку и зернобобовые) было отправлено на экспорт. В 2002/03 сельхозгоду под влиянием второго подряд высокого урожая вывоз достиг уже 18,5 млн т зерна. В период с 2003 по 2007 годы сбор колебался от 67 млн т до 82 млн т, поэтому экспорт снизился до уровня 7−12 млн т/год. Вторая волна роста поставок была в сезонах-2008/09 и 2009/10, когда экспорт достигал 20 млн т и более.

На фоне рекордных запасов (около 17 млн т) после низкого урожая в 2010-м (68 млн т) и последовавшего за ним эмбарго на вывоз зерна в течение почти всего сезона-2010/11, в 2011/12 сельхозгоду экспорт достиг рекордных 28,4 млн т. В начавшемся сезоне-2014/15 Россия имеет все шансы отгрузить до 32,5 млн т.

Портовые мощности развивались не столь линейно, так как значительную долю в экспорте в начале 2000-х занимали порты Прибалтики и Украины. Через российские терминалы в то время вывозили не более 80% зерна вследствие крайней ограниченности мощностей по перевалке. Такая же ситуация возникла в сезоне-2011/12 из-за рекордного вывоза и ограниченности потенциала по перевалке на юге страны.

Кроме того, процент поставок через порты зависит от активности экспорта железнодорожным транспортом на азербайджанском направлении через пограничный переход Самур в Дагестане. Поставки варьируются от 400 тыс. т/год до 800 тыс. т/год. Благодаря бурному развитию портовой инфраструктуры в 2011—2014 годы в сезоне-2013/14 доля российских портов в экспорте, несмотря на крайне высокий вывоз (26 млн т), достигла почти 94%.

Глубоководные

Наибольший объем поставок зерна за рубеж осуществляется через Новороссийский морской торговый порт (НМТП). До 2007 года там работали Новороссийский КХП (с 2010 года принадлежит «Объединенной зерновой компании», в 2012 году пакет 50% минус одна акция ОЗК приобрела группа «Сумма») мощностью по перевалке около 4 млн т/год и «Комбинат «Стройкомп­лект»» (теперь КСК) мощностью до 1,5 млн т/год. Он осуществлял перевалку только с автотранспорта из-за отсутствия железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, на разных причалах осуществлялась прямая перевалка на суда объемами до 1 млн т/год.

К сезону-2008/09 возможности порта по перевалке возросли на 6 млн т — до 11,5 млн т (без учета прямой погрузки с вагонов). Резкому расширению мощностей порта способствовал ввод в эксплуатацию в 2007 году Новороссийского зернового терминала (НЗТ). На тот момент он принадлежал компании Kadina Ltd, которой владели основатели НМТП Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и предприниматель Аркадий Ротенберг. В 2011-м НЗТ был продан группе «Сумма» и компании «Транснефть».

Строительство железнодорожной ветки к терминалу КСК (сейчас 75% принадлежит ГК «Дело», 25% — Cargill) в 2013 году и увеличение емкостей по хранению позволили нарастить мощности в Новороссийске еще на 2 млн т — до 13,5 млн т/год. При этом начиная с сезона-2012/13 прямая отгрузка с вагонов из порта уже не осуществляется.

Доля железнодорожных поставок на терминалы Новороссийска за счет мощностей КСК сейчас достигает 60−65%, хотя еще два сезона назад не превышала 50%. Остальное зерно доставляется в порт автотранспортом. В сезоне-2013/14 через НМТП было отгружено 8,34 млн т, в том числе через НЗТ — 3,32 млн т, НКХП — 2,83 млн т, КСК — 2,2 млн т. В сезоне-2014/15 ожидается прирост перевалки до 11 млн т как за счет роста экспорта в целом, так и увеличения мощностей КСК. НЗТ и НКХП способны принимать и отправлять суда грузоподъемностью до 70 тыс. т. КСК в ближайший год также планирует увеличить объем принимаемых судов с 60 тыс. т до 70 тыс. т за счет углубления дна.

Порт Туапсе может принимать суда до 60 тыс. т. В начале 2010 года здесь были введены в эксплуатацию мощности по хранению 98 тыс. т зерна, поставлено оборудование для перевалки через портовый элеватор. Прежде терминал осуществлял лишь прямую погрузку из вагона в судно. В результате перевалочные мощности порта возросли с 1 млн т/год до 2 млн т/ год. Доставка зерна в порт осуществляется только железнодорожным транспортом из-за труднодоступности и отсутствия приемки с автомобилей.

В начале сезона-2011/12 заработал зерновой терминал в порту Тамань, который был построен компанией «Эфко» и продан Международной зерновой компании (Glencore) и украинскому агрохолдингу Kernel. Этот терминал принимает зерно только с автотранс­порта, поскольку нет железнодорожной ветки.

Объемы перевалки росли вслед за увеличением мощностей по хранению и к сезону-2013/14 достигли 2,16 млн т/ год. В 2014/15 сельхозгоду вывоз может достичь 3 млн т при номинальной мощности около 3,5−4 млн т/ год. Терминал способен принимать суда грузоподъемностью до 60 тыс. т.

Мелководные

Также активными темпами в последние годы шло строительство мелководных терминалов на Азовском море и на канале Волго-Дон. Основными инвесторами стали сами экспортеры: МЗК, «Юг Руси», «Астон», «Каргилл», «Бунге», «Аутспан», ОЗК и другие. Большинство из них — владельцы терминалов в портах Азова, Рос­това, Ейска, Таганрога. Сейчас в России 18 мелководных терминалов, с учетом портов Волго-Дона — 27. В сезоне-2008/09 объем экспорта и транзита через малые порты составил 9,7 млн т, а к 2011/12 сельхозгоду увеличился до 12,4 млн т в основном за счет строительства новых мощностей.

Основная отгрузка ведется через терминалы Азов (более 32% всей перевалки) и Ростов (около 28%). Самые значительные объемы у терминала «Промэкспедиция» (ТД «Риф») — 45% объема перевалки в порту Азова, и терминала «Астона» — 32% общего объема, переваливаемого на экспорт в порту Ростова.

Аналитический центр «Русагротранс» оценивает мощности данного сегмента до 14 млн т/год, экспорт в 2014/15 сельхозгоду через малые порты может составить до 12,5 млн т. Несмотря на ограничения по грузоподъемности принимаемых судов — 3−5 тыс. т — погрузка через малые порты растет, в том числе благодаря рейдовой перевалке кранами с мелких судов на крупнотоннажные. В сезоне-2013/14 около 6 млн т зерна прошло через рейдовую перевалку в портах Керчи и Кавказа.

Еще одно ограничение — это практически ежегодное существенное снижение погрузки в малых портах в ноябре-марте из-за ухудшения погодных условий. Также влияет существенное уменьшение предложения зерна в основных регионах вывоза: Ростовской области, Краснодарском и, частично, Ставропольском краях. Около 95% объема в мелководные порты поставляют автотранспортом из этих регионов.

На Балтике

В 2013 году в поселке Светлый (станция Шиповка) Калининградской области компания «Содружество» ввела в эксплуатацию новый зерновой терминал мощностью общей перевалки до 4 млн т/год как в экспортном, так и в импортном (соевые бобы) направлениях. Объемы экспортных поставок через Шиповку оцениваются в 2 млн т/год. Терминал рассчитан на приемку судов грузоподъемностью до 40 тыс. т.

У этого направления есть некоторые ограничения по сырьевому обеспечению. Экспорт зерна через Калининград и в целом порты Балтийского моря сильно зависит от объемов урожая в Центральном Черноземье. Регион является основным поставщиком зерна в этом направлении: логистические затраты сопоставимы с доставкой зерна в южные порты, которые к тому же могут быть перегружены.

Например, в 2011/12 сельхозгоду дефицит мощностей на юге привел к тому, что через порты Прибалтики был вывезен рекордный объем — 1,14 млн т, в том числе 120 тыс. т через портовый элеватор в Калининграде, остальное — через латвийские порты.

В сезоне-2013/14 через порты Балтийского моря было отгружено 800 тыс. т, из них 467 тыс. т — через терминал на станции Шиповка. Все зерно в порты Балтики перевозится по железной дороге в вагонах-зерновозах. Следует отметить, что за счет более высокого фрахта в направлении стран Северной Африки и Ближнего Востока цены FOB в балтийских портах на $5−7/т ниже, чем в южных.

Перспективы

Существуют определенные перспективы дальнейшего развития экспортной инфраструктуры. В случае строительства зернового терминала на Дальнем Востоке в этом направлении будет наращиваться вывоз пшеницы, сои, рапса из регионов Западной Сибири и ДФО — до нескольких сотен тысяч тонн в год. В частности, группа «Сумма» собирается строить терминал в Зарубино (бухта Троицы) в Приморье.

Определенный потенциал есть у порта Тамань, если там появится железнодорожная инфраструктура. Компания «Эфко» планирует построить еще один терминал в поселке Сенной (Краснодарский край). Louis Dreyfus в сотрудничестве с «Таманьнефтегаз» также хотят возвести зерновой терминал.

Есть возможности для увеличения потока и на балтийском направлении в порту Усть-Луга Ленинградской области, но опять же если построить новый терминал.

За счет дальнейшего расширения мощностей по хранению возможен прирост по погрузке на терминале в Туапсе. Кроме того, инвесторы рассматривают проекты строительства новых терминалов в Азовском море. В результате в ближайшие пять лет общие портовые мощности вполне реально нарастить еще как минимум на 7−8 млн т/год. Обязательным условием расширения возможностей портов является дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры, в первую очередь на юге.

Автор: заместитель директора Департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике «Русагротранса».  

Источник: agroinvestor.ru

Также в разделе:

Мексика готовит соглашения о беспошлинной торговле кукурузой с Аргентиной и Бразилией...

Посевная площадь на Урале останется на уровне прошлого года...

Яровой сев в Чувашии проведут на площади в 320 тысяч га...

России нужно сократить посевы из-за ограничений Турции на ввоз зерна...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Донской экспорт зерна сел на мель
28 марта 2017, 11:15
Из-за закрытия Турцией беспошлинного ввоза российских зерновых и подсолнечного масла, по прогнозам экспертов, сильнее всего пострадает Ростовская область. Донские мелководные порты в большой степени ориентированы на эту страну. На прошлой неделе Турция перестала принимать российский...
Перспективными для российского зерна являются рынки Азии и Латинской Америки
28 марта 2017, 11:07
Минсельхоз и Россельхознадзор на фоне скандала с Турцией из-за поставок зерна и другой сельхозпродукции предпринимают «значительные усилия» для увеличения экспорта не только в традиционные страны-импортеры, но и на новые перспективные рынки сбыта, передает «Интерфакс» со...
Пошлина на российское зерно: «Турция наказала сама себя»
28 марта 2017, 10:51
Анкара ввела заградительную пошлину в 130% на российскую пшеницу. Для какой из сторон эта мера болезненней, и как, несмотря на эмбарго, в Россию ввозят турецкие помидоры? Турция ввела ограничение на российское зерно, чтобы повлиять на открытие рынка России для турецких овощей и фруктов....


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: