Молдова: Логика ценообразования, или Ультиматум аграриев

Фильтры

Регион

Новости

Молдова: Логика ценообразования, или Ультиматум аграриев

Во вторник три фермерские организации: Союз агропроизводителей “UniAgroProtect”, Федерация сельхозпроизводителей “AGROinform” и Национальная федерация фермеров - выдвинули властям ультиматум: либо правительство и парламент наконец-то утверждают новую методологию формирования цен на ГСМ и либерализуют рынок нефтепродуктов, либо аграрии выходят на акции протеста.


Опыт локальных и одного всемолдавского крестьянского бунта у отраслевых ассоциаций уже имеется: в августе 2012 года сельхозпроизводители большинства районов протестовали против увеличения налоговой нагрузки в 2013 году. В первой молдавской сельхозстачке (несмотря на максимальные усилия властей по ее срыву) приняло участие 3,5 тыс. человек и более 1,7 тыс. единиц сельскохозяйственной техники.

Последний срок, данный властям - пасхальные праздники. Если требование сельхозассоциаций не будет выполнено, в начале мая аграрии выйдут на протест. Не исключено, что к ним присоединятся и транспортники.

Правда, в понедельник, как бы упреждая удар, пресс-служба Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ) распространила сообщение о том, что в Молдове на этой неделе снизятся цены на ГСМ.

“Снижение цен на горючее станет возможным, благодаря усилиям, приложенным в последнее время НАРЭ для более широкого мониторинга ситуации на рынке нефтепродуктов, а также дискуссий с руководством нефтяных компаний с целью оптимизации их расходов”, - говорится в документе.

“Нас это не остановит. Надоело, что ценообразование на нефтепродукты в Молдове абсолютно непрозрачно и цены на топливо формируются вопреки мировым тенденциям. Мы требуем изменения методологии. И что значит “скоро в Молдове снизятся цены на ГСМ?”. Разве ситуация как-то изменилась - снизились акцизы или резко поменялся курс? Нет, все осталось по-прежнему. Получается, что импортеры повысили цены на топливо безосновательно и незаконно, а теперь, наварившись, под давлением решили вернуть цифры на ценниках обратно?”, - заявил председатель Союза ассоциаций сельхозпроизводителей “UniAgroProtect” Александр Слусарь.

На ультимативные заявления отраслевые ассоциации сельхозпроизводителей пошли после того, как они месяц безрезультатно прождали ответа премьер-министра, пишет NOI.md

17 марта “UniAgroProtect”, “AGROinform” и Национальная федерация фермеров направили Юрию Лянкэ письмо, в котором выразили обеспокоенность последним повышением цен на нефтепродукты и попросили премьер-министра о встрече, чтобы обсудить и проанализировать сложившуюся ситуацию.

Отметив, что из-за повышения цен на дизтопливо в преддверии весенних полевых работ сельхозпроизводители могут потерять порядка 200 млн леев, отраслевые ассоциации потребовали принять новую методологию ценообразования на ГСМ, отменить спецтребования к импортерам по размеру уставного капитала и минимальному объему нефтехранилищ и разрешить сельхозпроизводителям самим, исключив посредников, импортировать дизельное топливо в сельскохозяйственных целях, чтобы тем самым уменьшить затраты.

“Прошел месяц. Никакой реакции на наше письмо: ни официального ответа, ни встречи, ни-че-го!”, - возмущаются в отраслевых федерациях. Правда, в интервью нашему порталу неделю назад Юрий Лянкэ высказался по этой теме:

«Уровень рентабельности наших компаний, которые занимаются импортом и реализацией нефтепродуктов, в два раза выше, по нашим данным, чем в Румынии и других странах ЕС, а акцизы ниже. И мы пытаемся, и господин Филат пытался, - пересмотреть хотя бы методологию формирования цен. Но не все зависит от нас, есть независимое агентство. Мы попытались не просто направлять им письма - у нас многие считают, что если письмо направил, то дело сделал. Я хочу доказать, что проще перейти улицу - у нас же все сконцентрировано в центре - и обсудить проблему. И тогда, надеюсь, мы сможем принять конкретное решение. Давайте посмотрим, если хотя бы по нефтепродуктам все получится. Главное, чтобы все мы увидели, что цена уменьшается».

Видимо, нынешнее решение нефтетрейдеров снизить цены после “широкого мониторинга рынка” со стороны НАРЭ и стало результатом этого самого “обсуждения проблемы” (читай - давления) со стороны правительства. Все-таки, 2014 год - предвыборный, и ссориться с аграриями - ведущей силой молдавского электората, не стоит. Кому надо было подзаработать на росте цен на ГСМ, уже подзаработал. Однако сельхозпроизводителей ТАКОЙ ответ из правительства не устраивает.

Теория борьбы со сверхприбылями…

Аграрии требуют, чтобы парламент наконец-то рассмотрел и принял поправки в Закон о рынке нефтепродуктов, одобренные правительством еще два года назад.

В октябре 2012 года, проанализировав ситуацию, сложившуюся на рынке горюче-смазочных материалов за последние 11 лет (после принятия действующей версии Закона о рынке нефтепродуктов), министерство экономики пришло к выводу - настоящей здоровой конкуренцией здесь и не пахнет.

Из-за жестких правил входа на рынок (собственные и/или арендованные нефтехранилища с минимальным объемом 5 тыс. куб. м, собственный капитал в размере не менее 8 млн. леев, наличие хранилищ для сжиженного газа минимальным объемом 150 куб. м) произошла излишняя концентрация рынка. В итоге всего пять компаний контролируют 85% рынка. Что, как заявил тогда министр экономики Валерий Лазэр, способствует возникновению “признаков картельного сговора”. За это импортеры нефтепродуктов, кстати, один раз уже поплатились - в феврале 2011-го, когда Национальное агентство по защите конкуренции оштрафовало их на 2 млн леев.

Но вот парадокс: при достаточно жестких условиях получения лицензии на импорт и оптовую продажу основных видов нефтепродуктов, их транспортировку, розничную торговлю и т.д., - регламентации цен на ГСМ, по словам Валерия Лазэра, “по большому счету не существует”. Да, в действующей версии Закона о рынке нефтепродуктов написано, что рентабельность данного вида деятельности не должна превышать 10%. Но при нынешней методологии ценообразования нефтетрейдеры могут закладывать в итоговую цену не только расходы по импорту и продаже ГСМ, но и “сопутствующие” затраты. Например, “командировки с женами и любовницами”, ремонт зданий, приобретение транспортных средств и “все эти заправки, что растут, как грибы после дождя”.

“По большому счету, государство должно возвращать нам акциз на дизтопливо в виде субсидий. О чем уже давно говорится. Но, ладно, сейчас мы этот вопрос даже не поднимаем. Понимаем, что для бедных учителей не хватает денег на повышение зарплат, поэтому никто нам акциз пока не даст. Но если вы не в состоянии дать нам субсидии, дайте хотя бы возможность самим импортировать дизельное топливо, ограничьте нефтетрейдерам возможность получать сверхприбыли и использовать услуги фирм-посредников, в том числе зарегистрированных в офшорах, для уклонения от уплаты налогов в данном виде бизнеса. В конце концов, ведь и бюджет от этого страдает”, - возмущается председатель “UniAgroProtect” Александр Слусарь.

В министерстве экономики два года назад тоже так подумали. И для “развития здоровой конкуренции и обеспечения серьезной состязательности” разработали серию поправок в Закон о рынке нефтепродуктов.

Во-первых, все спецтребования к импортерам (наличие нефтехранилищ объемом 5 тыс. куб. м, резервуаров для хранения сжиженного газа на 150 куб. м и минимальный размер уставного капитала в 8 млн леев) было предложено отменить. Это, по замыслу авторов, приведет к появлению на рынке большего числа операторов, росту конкуренции и снижению цен на ГСМ.

Во-вторых, предлагалось разрешить сельскохозяйственным производителям ввозить в Молдову нефтепродукты (исключительно для собственных сельхознужд) без необходимости оформления лицензии на импорт и без права их продавать. Предполагалось, что данное послабление коснется крупных агрохозяйств, которые больше не будут зависеть от диктата нефтетрейдеров, посреднических схем и смогут находить более дешевых поставщиков.

И, в-третьих, для “повышения прозрачности ценообразования”, министерство экономики предложило, чтобы розничные цены на реализуемые нефтепродукты определялись на основе средних котировок Platt`s, а не на основе их таможенной стоимости, в которую, как правило, уже включены прибыли офшорных компаний. Плюс 30-процентная маржа, которая не должна превышать 0,2 доллара с литра бензина и 0,15 доллара с литра дизельного топлива.

… И практика

Несмотря на то, что поправки в Закон о рынке нефтепродуктов были одобрены правительством, тогдашний министр финансов Вячеслав Негруца отказался их подписывать.

Источники в правительстве говорили, что минфин и некоторые заинтересованные лица из альянса боятся, что “потеряют контроль над этим импортом”. Да и если сельхозпроизводители (декларативно) начнут ввозить горючее для собственных нужд, попробуй потом проверь и докажи, что ГСМ действительно использовалось в сельхозпроизводстве и не шло на подпольную заправку автомобилей жен, детей и прочих родных и близких руководителей крупных агрохозяйств.

Где сейчас находятся злополучные поправки в Закон о рынке нефтепродуктов, правительственные чиновники сказать затрудняются. Чаще всего звучит ответ: “кажется, в парламенте, но это не точно”. А один из госслужащих “не на камеру” заявил, что, по его мнению, вряд ли данные поправки будут приняты нынешним составом парламента: “Этот год - выборный и будет проблематично провести данный законопроект. Тем более что идет очень сильное лобби со стороны крупного нефтяного бизнеса. Кроме того, не стоит забывать и о личных интересах в нефтяном бизнесе ряда высокопоставленных лиц”.

По данным НАРЭ, в 2013 г. в РМ официально было импортировано около 641 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 10,9% больше, чем в 2012 г. Бензин импортировался в Молдову в основном из Румынии, на долю которой пришлось 72,4% от общих объемов его поставок. Крупнейшими импортерами бензина были компании “Petrom” (32,5% от общего объема), “LUKoil” (32%), “Tirex Petrol” (13,4%).

Дизтопливо в прошлом году тоже в основном было ввезено из Румынии, на долю которой пришлось 60,5% от общих объемов дизтоплива. Доля России составила 17,2%, Белоруссии - 10,5%. А вот основная масса сжиженного газа поступила из Казахстана (45,3%), России (38,5%), Белоруссии (8,6%).

Источник: Казах-Зерно

Также в разделе

Комментарии (0)