Казахстан. Посевная-2010: истина в цене

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан. Посевная-2010: истина в цене

еверный Казахстан завершает посевную. Последние гектары, последние семена, последние деньги… На что жить дальше? Авось, пронесет, да цена на зерно подрастет. А пока бы дождя…

Проехав по полям Аккайынского, Мамлютского, Акжарского районов, можно было изучать историю развития сельхозмашиностроения. На полях было все: от старых ползущих по полю советских ДТ-75 с порядком поржавевшими, но такими знакомыми каждому бывалому механизатору сеялками СЗС-2,1, до современных посевных комплексов-скороходов от ведущих мировых производителей.

Куда бы мы ни приезжали в области, везде нам говорили одно и то же - нынешняя весна выдалась на редкость засушливой. Так, если в прошлом году за апрель-май во многих районах области выпало по 30-40 мм осадков, то в текущем году за этот срок - где 15, где 11, а где и совсем каких-то 5-7 мм. И хотя влаги в почве и было достаточно перед посевом за счет запасов осени и достаточного количества снега зимой, то после 1 мая количество влаги стало катастрофически снижаться. Причиной тому - высокие температуры, наступившие в этот период, что заставило многие хозяйства начинать посевную на несколько дней раньше, чтобы посеять семена во влажную почву. Впрочем, по этой же причине во многих хозяйствах в период нынешней посевной пошли на увеличение глубины посева до 8-9, а кое-где и до 10 см. Прибавьте к этому сильные иссушающие ветры, вызывающие эрозию, да рано тронувшиеся в рост сорняки - и картина будет полной.

Как нам сказал Николай Дубина, ученый из Северо-Казахстанской СОС, в этом году сорняки гораздо раньше «пустились» в рост в сравнении с прошлым годом. Даже такие поздние сорняки, как просянки, появились раньше положенного срока - в середине мая, а один из самых злостных сорняков - молочай лозный - в некоторых хозяйствах уже в начале мая стоял во всей своей красе.

По мнению ученого, нынешней весной, в отличие от прошлой, были идеальные условия для работы глифосатами. Практически все сорняки взошли, и их надо было вовремя обработать химией. Дабы лишний раз не ворошить высыхающую на глазах почву.

Отвлекаясь от агротехнических подробностей, следует отметить, что нынешняя посевная отличалась и рекордной площадью посева масличных культур, которая превысила в области рубеж в 230 тысяч гектаров. Это в десятки раз больше, чем в советские годы. Вот она диверсификация снизу!

Экономика сама заставила крестьян искать альтернативу подешевевшей пшенице, чтобы как-то выжить в сложных экономических условиях, в которых оказалось все сельское хозяйство. Но весенняя засуха может сильно уменьшить эффект от посева масличных. Такую мелкосеменную культуру, как рапс, сеют на 2-3 сантиметра. И чтобы семена могли прорасти, в поверхностном слое почвы должна быть влага. А во многих хозяйствах этот слой оказался пересушенным. Но поживем - увидим. Может, последние прошедшие дожди, пусть и небольшие и не везде, выправят положение.

Но посеять - одно дело. Другое дело - что будет осенью. Когда крестьяне повезут сдавать тот же рапс… Впрочем, а куда они его повезут сдавать? Тут тоже вопрос. Во-первых, нужны специальные элеваторы, где рапс можно нормально хранить, а во-вторых, его где-то надо перерабатывать. А где они, эти заводы по переработке? Вопрос открытый. Везти рапс на переработку за тридевять земель - себе дороже. Ждать, что кто-то приедет его покупать, маловероятно, учитывая, что предложений рапса на внутреннем рынке в случае урожая может быть много.

Некоторые хозяйства области, имеющие опыт выращивания рапса, не занимаются этой культурой по простой причине - не хотят возить за 300-400 км. Слишком золотой он получится. В условиях кризиса - это непростительная роскошь.

А тут еще пока нерешенная проблема - переполненные элеваторы с пшеничным зерном. И разговоры о повышении урожайности в условиях низких цен на него и при полных элеваторах воспринимаются как призыв к бессмысленной работе.

Многие думают - зачем нести огромные затраты, вносить удобрения и применять гербициды, если цены на зерно все равно будут низкими и не покроют этих затрат. И оптимизируют свои затраты. Но дальновидные руководители не снижают планки качества агротехнических работ и не оптимизируют важнейшие агроприемы в угоду конъюнктуре, так как верят в эффективность зернового производства в будущем.

С другой стороны, если год будет засушливым, качество клейковины может быть выше, стало быть, и цена на такое зерно будет выше, а само зерно более продаваемо. Но пока об этом рано говорить.

Интересно, что в условиях низких цен на зерно снова заговорили о важности повышать его качество, а это значит, и продавать его по более высокой цене. И тут сама ситуация открывает путь для казахстанских сортов, которые хоть и уступают сортам омской селекции по урожайности, но превышают их по качеству. Потому, наверное, как никогда был востребован на севере республики в этом году сорт «Астана». В прошлом году он дал отличное качество, а стало быть, продавался лучше, невзирая на низкие цены.

Многие руководители говорили, что сена в этом году не будет. Сделал свое дело холодный апрель на фоне очень холодной зимы, который впоследствии сменился очень жарким началом мая. В итоге многолетние травы так и не смогли сформировать положенной зеленой массы. Так что дешевого сена, возможно, уже не будет, так как его будет мало. Соответственно, это не может не отразиться и на цене на молоко.

Есть на севере и еще один проблемный вопрос - земельный. Дело в том, что североказахстанские черноземы могли бы давать гораздо большую отдачу, будь все они в руках рачительных хозяев. А реально получается, что целый ряд успешных руководителей может и хотел бы взять землю дополнительно к своим гектарам, да не может. Соседние поля либо принадлежат полуразвалившимся хозяйствам, которые едва сводят концы с концами, либо мелким крестьянам, которые и хотели бы поддерживать высокую культуру земледелия, да не в состоянии - нет денег, техники, залогового имущества для получения кредитов и т.д. В итоге поля зарастают сорняками.

Получается парадокс - в рыночные времена все затевалось для того, чтобы земля обрела хозяина в лице частника, так как априори считалось, что в советское время такого хозяина по определению не могло быть, так как земля была общественной. Пришел рынок. И что мы видим? Часть земли используется эффективно. А громадные площади не используются вообще, потому что хотевшие стать эффективными хозяевами отдельные собственники совсем не хотят что-либо делать на этой земле.

Тем не менее, говоря о посевной, очевидно одно - она проходила достаточно ровно и без каких-либо потрясений в виде резких колебаний цен на ГСМ или погодных катаклизмов. ГСМ, хоть и были недешевы, но поступали стабильно, за редким исключением.

Руководители практически каждого хозяйства показывали пачки прайсов самых разных фирм, занимающихся реализацией всего, чего можно - гербицидов, сельхозтехники, оборудования, мешков, добавок и т.д. И говорили о настоящей атаке менеджеров разного пошиба, предлагающих к продаже свою продукцию. Интересно, что в эту гонку местами включаются некоторые замы акимов, которые рассылают свои прайсы по сельхозформированиям, предлагая в добровольно-принудительном порядке купить «правильные» средства защиты растений или сельхозтехнику. Правда, директора показать авторов данных распоряжений так и не решились.

Засушливая весна сразу же привела в действие эрозию почв, которая очагами вспыхивала периодически то здесь, то там. И было хорошо видно, как на паровых участках в воздух поднимались массы пыли, напоминая кадры 50-летней давности...

По поводу условий субсидирования и получения удешевленного горючего, удобрений и гербицидов особых претензий слышно не было. Чаще звучал другой вопрос - поднимется ли цена на зерно в ближайшей перспективе, который волнует сегодня крестьян куда больше.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)