Деятельность ЗАО "Русагротранс" позволит оптимизировать российскую зерновую логистику

Фильтры

Регион

Новости

Деятельность ЗАО "Русагротранс" позволит оптимизировать российскую зерновую логистику

Уже около года ведет свою деятельность на зерновом рынке Российской Федерации ЗАО "Русагротранс" - крупнейший инфраструктурный оператор в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. За этот период времени компания успела встать на ноги, окрепнуть и, что главное, к ней постепенно начали привыкать участники зернового рынка. Это ли не повод, чтобы подвести первые промежуточное итоги деятельности и поделиться планами на будущее? Именно с таким вопросом мы обратились к первому заместителю генерального директора ЗАО "Русагротранс" Олегу Рогачеву.

- Олег Николаевич, в настоящее время в РФ в активную фазу вступила уборочная кампания-2009, также активно идет отгрузка зерна нового урожая. На сегодняшний день какова в данном процессе роль ЗАО "Русагротранс", являющегося инфраструктурным операторам в сфере ж/д перевозок зерна?

- В прошедшем зерновом году Россия поставила абсолютный рекорд, экспортировав 23 млн. тонн зерна. 43% этого объема, или 9,5 млн. тонн, было перевезено по железной дороге, что также является рекордной величиной. Должен заметить, что имеется тенденция смещения перевозки экспортных объемов в сторону железнодорожного транспорта - в 2001/02 зерновом году по железной дороге на экспорт было перевезено всего 3,5 млн. тонн.

И это не случайно, ведь чем больше грузов, чем более "массовым" становится железнодорожный транспорт, тем он эффективнее.

Общий объем экспортных поставок зерна нового урожая в июле 2009 года составил 1,3 млн. тонн, что почти в полтора раза выше показателей июля прошлого года. По железной дороге было перевезено 0,5 млн. тонн, что выше объемов прошлого года на 25%. Объем перевозок во внутрироссийском направлении также возрос - по железной дороге в июле порядка 1 млн. тонн, на 20% выше показателя прошлого года.

Благодаря внедрению новых логистических технологий мы рассчитываем, что нам удастся в этом сезоне сохранить рекордный объем железнодорожных перевозок, несмотря на ожидания по снижению валового производства зерновых.

- Не секрет, что на определенном этапе у компании возникли некоторые сложности с участниками зернового рынка РФ. Удалось ли ЗАО "Русагротранс" урегулировать возникшие вопросы, и насколько велика вероятность того, что в дальнейшем компании удастся избежать подобных "трений" с участниками рынка?

- Для начала нужно заметить, что до выхода Русагротранса на рынок перевозки зерновых грузов частными операторами практически отсутствовали. Доля вагонов приватного парка не превышала 1%, нормативная база отставала от практики оперирования парком. Именно поэтому договор включал в себя все пункты, недостающие в Федеральном законе.

На сегодняшний день наша компания разрешила два основных проблемных вопроса, возникших на этапе организации деятельности. С 14 августа 2009 года вступит в силу дополнительное соглашение, отменяющее пункт договора об ответственности грузоотправителей за сохранность вагонов в пути следования. Кроме того, еще в июне мы объявили о сокращении срока предоставления заявок на вагоны в 2 раза для облегчения перехода компаний-клиентов к новым условиям работы, предполагающим обеспечение долгосрочного горизонта планирования.

Мы ведем активный диалог с грузоотправителями, отраслевыми союзами, являемся членом рабочих групп по вопросам транспортировки зерна, организованных при ЦФТО ОАО "РЖД" и Российском Зерновом Союзе. В компании создан отдел контроля качества услуг, оказываемых клиентам, действует "горячая линия", помогающая оперативно решать вопросы, возникающие в процессе.

Конечно, со стороны участников отрасли в ответ на наши действия мы хотели бы видеть встречные шаги по увеличению горизонта планирования и обеспечению нормального функционирования системы маршрутизации отправок зерновых грузов, необходимой как для развития самого зернового рынка, так и для интенсификации и модернизации логистики.

- Как известно, ЗАО "Русагротранс" до конца 2009 г. планирует вложить около 3 млрд. руб. в развитие транспортной инфраструктуры Южного ФО. Если можно, несколько слов о данной инвестпрограмме. Планирует ли "Русагротранс" привлекать к участию в данном проекте российские зерновые компании?

- В нашу инвестиционную программу включены все элементы логистической цепочки, которые используются в процессе экспорта зерна: строительство элеваторных мощностей, развитие портовой инфраструктуры, приобретение нового и капитальный ремонт старого подвижного состава. В реконструкцию существующих линейных терминалов будет инвестировано 1,2 млрд. руб. На эти средства будет реконструировано не менее трех линейных элеваторов Южного федерального округа.

После завершения реконструкции объемы отгрузки зерна на зернохранилищах увеличатся до 3,5 тыс. тонн зерна в сутки, что позволит ежедневно отправлять с каждого элеватора один маршрутный поезд.

Безусловно, подобные проекты возможны только при содействии основных участников рынка, с рядом из которых мы ведем переговоры о стратегическом партнерстве.

- Насколько сильно на деятельности компании отразился мировой финансовый кризис в плане финансирования тех или иных инфраструктурных проектов? По-прежнему ли ЗАО "Русагротранс" планирует принимать участие в строительстве глубоководного зернового терминала в бассейне Черного моря?

- Во всем мире в кризисных ситуациях государство уделяет особое внимание инфраструктурным проектам. Я считаю, что сейчас сложились очень выгодные и комфортные условия для того, чтобы принимать решения и инвестировать средства. Наша компания не обременена долгами, мы видим перспективы развития отрасли, и сегодня есть возможность сделать правильные шаги, чтобы осуществить серьезный технологический прорыв в данном секторе на момент выхода страны из кризиса.

Исходя из необходимости создания полной логистической цепочки, мы считаем целесообразным участвовать в развитии инфраструктуры глубоководных портов. Уже в этом году в развитие портовой инфраструктуры Причерноморья ЗАО "Русагротранс" инвестирует более 1 млрд. руб.

- Олег Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, действительно ли при всех очевидных плюсах от проектов, внедряемых ЗАО "Русагротранс", транспортные расходы существенно влияют на стоимость хлеба для конечного потребителя?

- По данным нашей аналитической службы, подтвержденным авторитетным мнением экспертов РСПП, высказывания ряда участников рынка о том, что транспортная составляющая в цене хлеба крайне высока, абсолютно не соответствует действительности. Так, при среднестатистической стоимости килограмма хлеба в 43,3 руб., транспортировка зерна железнодорожным транспортом составляет в среднем 600 руб/т, то есть от 1,1 до 3% в зависимости от расстояния перевозки. Безусловно, такие незначительные показатели практически не влияют на стоимость хлеба для конечного потребителя.

Для сравнения, в структуре стоимости хлеба 22% приходится на долю производителей зерна, а совокупные показатели мукомолов, хлебопеков и розничной торговли превышают 75%. Таким образом, даже если ЗАО "Русагротранс" будет перевозить грузы в убыток, на кошельке потребителя это не скажется.

С другой стороны, реализация масштабных инвестиционных проектов, о которых мы говорили выше, финансовые вложения в обновление вагонного парка, находящегося в критическом состоянии, возможны лишь при определенных показателях доходности. Внедрение современных транспортных решений, маршрутных отправок зерновых грузов, предоставление комплексных логистических услуг в совокупности повлекут за собой ощутимое, стабильное и долгосрочное снижение транспортной составляющей для всех участников зернового рынка.

- Олег Николаевич, практически год назад Совет директоров ОАО "РЖД" одобрил участие Первой грузовой компании в создании ЗАО "Русагротранс". Могли бы Вы подвести первые итоги деятельности новой компании и поделиться дальнейшими планами на будущее?

- ЗАО "Русагротранс" приступило к хозяйственной деятельности в ноябре 2008 года. В основу наших стратегических приоритетов была положена модернизация технологии логистики, эффективная эксплуатация вагонного парка, внедрение технологий "от двери до двери".

За это время нами выстроена современная управленческая структура, привлечен высококвалифицированный персонал, открыто 7 филиалов по всей территории России.

Благодаря увеличению глубины планирования удалось сгладить традиционную сезонность перевозок зерновых грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и сократить коэффициент порожнего пробега вагона-зерновоза на 22% - с 1,8 до 1,4.

Тем же количеством подвижного состава удалось перевезти на 28% больше зерновых грузов по сравнению с аналогичным периодом 2007/08 зернового года.

Что касается планов на будущее - они полностью соответствуют инвестиционной программе, одобренной год назад советом директоров ОАО "РЖД". Планируется активное обновление парка подвижного состава, в настоящее время совместно с ЗАО "Трансмашхолдинг" проводится разработка новой модели вагона-зерновоза повышенной грузоподъемности, в декабре 2009 года вагон будет сертифицирован. В бюджете организации запланировано выделение более 8 млрд. руб. на ремонт и обновление вагонного парка компании на период до 2015 года.

Мы инвестируем денежные средства в развитие транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка, активно внедряем новую систему экспорта зерна регулярными маршрутными поездами, которая позволит уменьшить стоимость перевозки и хранения зерна на 10-12% в зависимости от направления перевозок.

Уверен, что деятельность ЗАО "Русагротранс" позволит оптимизировать российскую зерновую логистику и, как результат, снизить транспортную составляющую в стоимости зерна.

Источник: apk-inform.com

Также в разделе

Комментарии (0)