Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу

26 июля 2013, 12:37
Для зерновой отрасли Казахстана китайское направление экспорта зерновых по-прежнему остается заманчивой перспективой. Но не более того. Перспектива никак не переходит в реальную плоскость. Несмотря на продолжительные усилия со стороны казахстанской стороны наладить массовый экспорт зерновой пшеницы в эту великую по всем параметрам страну, «воз и ныне там», а поставки пшеницы исчисляются самыми мизерными цифрами, пишет корреспондент газеты «КазахЗерно.kz». Свои продовольственные проблемы Китай продолжает решать за счет заокеанских поставок пшеницы, кукурузы и сои - из стран Северной и Южной Америки и Австралии.

Потребности этой страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии поражают воображение. Департамент сельского хозяйства США повысил прогноз импорта Китая в 2013-14 году до 8,5 миллиона тонн с 3,2 миллиона в предыдущем году, благодаря чему цены на американскую пшеницу поднялись до максимума более чем двух недель и с новой силой подогрели разговоры о глобальной продовольственной безопасности.

Прогноз был сделан на основе информации о порче зерна в Китае. Китайский урожай пшеницы пострадал сильнее, чем предполагалось ранее, от заморозков в период созревания и дождя во время жатвы, сообщило Рейтер. Оценки аналитиков позволяют предположить, что урон северных полей Китая мог составить 20 миллионов тонн урожая - 16 процентов - вдвое больше ранее заявленного объема непригодной к потреблению пшеницы. Но не только эта новость стала поводом увеличения прогнозов.

Несмотря на значительное собственное производство продуктов питания, Китай вынужден прибегать к массовому импорту. Растущие потребности, обусловленные не только абсолютным ростом населения в этой стране, но и ростом среднего уровня потребления, вынуждают Китай постепенно расширять клуб своих поставщиков.

На днях украинские СМИ растиражировали заявление главы Минагрополитики Николая Присяжнюка. Руководитель сельхозведомства сообщил на пресс-конференции журналистам о том, что в текущем году согласно контракту с Китайской Народной Республикой Украина поставила в эту страну внушительный объем пшеницы. «На сегодняшний день мы уже поставили по китайскому контракту 400 тыс. т пшеницы», - сказал Присяжнюк.

Как сообщалось ранее, в 2012 году Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 1,5 млрд. долларов, которые должны были быть направлены на форвардные и спотовые закупки 4 млн. т зерна для дальнейшей поставки их в Китай. Первый транш компания получила в начале 2013 года.

Но почему Китай, самый крупный импортер сельскохозяйственной продукции в мире, до сих пор не обратил достойного внимания на возможности экспорта пшеницы со стороны своего северо-западного соседа - Казахстана?

Китаю по-прежнему не совсем выгодно континентальными тропами тащить пшеницу через весь Казахстан и Китай к густонаселенным Юго-Восточным и Восточным регионам Тихого океана. Менее накладно и более эффективно отгружать пшеницу огромными партиями через порты, через хорошо отлаженную морскую транспортную инфраструктуру. Об этом говорит простая арифметика. Чтобы довезти казахстанское зерно до места потребления в Восточный Китай, необходимо затратить более 100 долларов за тонну груза. А перевозка зерна в Китай судном «Panamax» емкостью в 54-60 тыс. тонн из Австралии обходится всего примерно в 25 долларов за тонну, а из Северной Америки - около 40 долларов за тонну. Украина, как и другие поставщики Китая, отравляет зерно морем через пролив Босфор и Суэцкий канал вдоль южного побережья Азии. Этот маршрут менее затратный, чем сухопутный железнодорожный из Казахстана.

Будет ли Китай в этой ситуации массово импортировать казахстанскую пшеницу? Надежды на это до сих пор греют души зерновых экспортеров, однако опыт прошлых лет дает для этого слишком мало поводов, хотя рост экспорта налицо. В 2011 году экспорт казахстанского зерна в Китай, согласно данным АО «Казахстан темир жолы», составил 14 тыс. тонн, что в 4,4 раза больше, чем в 2010-м. В 2012 году отгрузки зерна в КНР приблизились к 215,4 тыс. тоннам.

В текущем году Казахстан отгрузил в Китай мизерное количество зерна. По сведениям таможенной службы РК, с начала года Казахстан отгрузил в приграничную КНР порядка 30 тыс. тонн пшеницы: 26 600 тонн в январе, ноль - в феврале и по полторы тысячи тонн - в марте-мае.

В чем же проблема? Почему казахстанское зерно не влезает в Китай? Или оно хуже украинского? В чем суть затруднения? Как оказалось, причин этому более чем достаточно. Во-первых, казахстанское зерно оказывается слишком дорогим в пункте его назначения. И не потому, что высока себестоимость его производства. Дело в слишком дорогой логистике.

Сравнительно высокий объем экспорта зерна в Китай в 2012 году был обеспечен исключительно субсидиями на транспортировку зерновых в Россию и Китай и через эти страны в размере 40 долларов на каждую перевозимую тонну. Без такой подпитки везти зерно в Поднебесную оказалось делом не совсем выгодным. Выросшие до небес тарифы национальных железнодорожных перевозчиков АО «Казахстан темир жолы» и АО «Казтемиртранс» после передачи вагонов в приватный парк делают зерно золотым уже с момента его перевалки за борт вагона. И с каждым километром под стук вагонных колес оно становится еще дороже.

Есть целый ряд проблем, которые можно отнести к техническим, но которые, тем не менее, значительно увеличивают трудоемкость и время процесса доставки. Первое, и самое досадное явление, по словам одного из участников рынка, - нерасторопность казахстанской железнодорожной администрации. Время предоставления вагонов со дня подачи заявки может тянуться неделями, а иногда доходит до месячного срока. При таких условиях, о каких сроках поставок можно говорить. Сроки рушатся, а это очень не нравится скрупулезным китайцам. В итоге штрафы - и потеря доверия партнеров.

Помимо этого, несмотря на близость территорий, существует запредельная загруженность единственного сухопутного торгового перехода станция «Достык». Здесь зерно ждет перегрузки в китайские вагоны, которые ходят по более узкой колее и менее вместительны в отличие от казахстанских вагонов. При этом Китай не принимает зерно насыпью. Его логистическая система построена на ручной и частично механизированной перевалке сыпучих грузов в мешках. Поставщику зерна нужно позаботиться и об этом.

По словам участников рынка, экспорт казахстанской пшеницы в Китай не является простым делом. «Зерно, идущее в Китай, нужно паковать. Каждый мешок стоит примерно 42-45 тенге, а на тонну требуется 20 таких мешков, плюс погрузка составляет где-то 360 тенге», - рассказывает наш собеседник. Получается, что для экспортера упаковка зерна в специальные мешки согласно фитосанитарным требованиям Китая повышает затраты примерно на 1250 тенге, или около $8,3 на тонну.

Новость на Казах-зерно: «Китайцы очень тщательно относятся к импортируемому зерну, и поэтому каждый вагон при отправке проверяет на качество и фитосанитарную чистоту сотрудник китайской компании CIC, которая имеет представительство в Алматы». «Вначале получает аккредитацию элеватор, где китайцы тщательно изучают качество продукции и стандарты работы, после ему присваивается код для торговли зерном с Китаем. Этот код проставляется на всех мешках с зерном», - рассказал о премудростях зернового экспорта в Китай трейдер, не один год работающий с Китаем.

Вот такие трудности поджидают казахстанских экспортеров, выбравших китайское направление работы. И это только видимая часть айсберга затруднений и препятствий. Повторим вопрос. Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу? И каковы дальнейшие перспективы этого экспорта?

Глава Зернового союза Нурлан Тлеубаев считает, что экспорт зерна в Китай будет расти. «Мы видим, что, начиная с 2009 года, идет постоянный рост экспорта зерна в Китай. Это означает, что дело движется в правильном направлении, и у нас есть возможность нарастить квоту в один миллион в будущем. В Китае очень осторожно относятся к вопросу об импорте зерна, и поэтому рост постепенный», - считает он. Но это он говорил в августе 2012 года, на пике объемов поставок в Китай. 2013 год показывает откат, близкий к нулевым показателям.

Становится ясно как день, что для продуктивного экспорта Казахстану надо срочно оптимизировать и удешевлять свою транспортно-логистическую систему, выходить к морским портам, которые могут обеспечить более недорогую доставку зерна на самые перспективные мировые рынки.
Источник: Казах-Зерно

Также в разделе:

Крупные трейдеры и ФНС пишут хартию об обороте зерна...

Фузариозное зерно в 2016 г. выявлено в трех федеральных округах России...

Партия омского зерна отправлена в Китай впервые за 40 лет...

Кому хуже: решение о вводе пошлин на российское зерно навредило и Турции, и России...

30% от производимого в стране зерна - не предел для Северного Казахстана...

Из портов Краснодарского края за неделю отправлено на экспорт более 363 тыс. тонн зерна в 10 стран мира...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Китай планирует стремительно нарастить импорт российской пшеницы
10 апреля 2017, 15:42
Планируемый объем — до 5 млн тонн зерна в год Первый поезд полностью загруженный российской пшеницей прибыл в Манчжурию, расположенную во Внутренней Монголии на севере Китая. Китай планирует в дальнейшем только наращивать объем импорта российского зерна, сообщает 9 апреля газета...
Казахстан вдвое увеличил экспорт зерна в Китай
3 апреля 2017, 11:37
По данным минсельхоза Казахстана, в настоящее время среднегодовой объем экспорта казахстанского зерна (с учетом муки) в КНР за 2014-2016 годы превысил 200 тыс. тонн, что почти в 2 раза выше аналогичного показателя за 2011-2013 годы, передает МИА «Казинформ». «Наша...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: