Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу

Фильтры

Регион

Новости

Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу

Для зерновой отрасли Казахстана китайское направление экспорта зерновых по-прежнему остается заманчивой перспективой. Но не более того. Перспектива никак не переходит в реальную плоскость. Несмотря на продолжительные усилия со стороны казахстанской стороны наладить массовый экспорт зерновой пшеницы в эту великую по всем параметрам страну, «воз и ныне там», а поставки пшеницы исчисляются самыми мизерными цифрами, пишет корреспондент газеты «КазахЗерно.kz». Свои продовольственные проблемы Китай продолжает решать за счет заокеанских поставок пшеницы, кукурузы и сои - из стран Северной и Южной Америки и Австралии.

Потребности этой страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии поражают воображение. Департамент сельского хозяйства США повысил прогноз импорта Китая в 2013-14 году до 8,5 миллиона тонн с 3,2 миллиона в предыдущем году, благодаря чему цены на американскую пшеницу поднялись до максимума более чем двух недель и с новой силой подогрели разговоры о глобальной продовольственной безопасности.

Прогноз был сделан на основе информации о порче зерна в Китае. Китайский урожай пшеницы пострадал сильнее, чем предполагалось ранее, от заморозков в период созревания и дождя во время жатвы, сообщило Рейтер. Оценки аналитиков позволяют предположить, что урон северных полей Китая мог составить 20 миллионов тонн урожая - 16 процентов - вдвое больше ранее заявленного объема непригодной к потреблению пшеницы. Но не только эта новость стала поводом увеличения прогнозов.

Несмотря на значительное собственное производство продуктов питания, Китай вынужден прибегать к массовому импорту. Растущие потребности, обусловленные не только абсолютным ростом населения в этой стране, но и ростом среднего уровня потребления, вынуждают Китай постепенно расширять клуб своих поставщиков.

На днях украинские СМИ растиражировали заявление главы Минагрополитики Николая Присяжнюка. Руководитель сельхозведомства сообщил на пресс-конференции журналистам о том, что в текущем году согласно контракту с Китайской Народной Республикой Украина поставила в эту страну внушительный объем пшеницы. «На сегодняшний день мы уже поставили по китайскому контракту 400 тыс. т пшеницы», - сказал Присяжнюк.

Как сообщалось ранее, в 2012 году Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 1,5 млрд. долларов, которые должны были быть направлены на форвардные и спотовые закупки 4 млн. т зерна для дальнейшей поставки их в Китай. Первый транш компания получила в начале 2013 года.

Но почему Китай, самый крупный импортер сельскохозяйственной продукции в мире, до сих пор не обратил достойного внимания на возможности экспорта пшеницы со стороны своего северо-западного соседа - Казахстана?

Китаю по-прежнему не совсем выгодно континентальными тропами тащить пшеницу через весь Казахстан и Китай к густонаселенным Юго-Восточным и Восточным регионам Тихого океана. Менее накладно и более эффективно отгружать пшеницу огромными партиями через порты, через хорошо отлаженную морскую транспортную инфраструктуру. Об этом говорит простая арифметика. Чтобы довезти казахстанское зерно до места потребления в Восточный Китай, необходимо затратить более 100 долларов за тонну груза. А перевозка зерна в Китай судном «Panamax» емкостью в 54-60 тыс. тонн из Австралии обходится всего примерно в 25 долларов за тонну, а из Северной Америки - около 40 долларов за тонну. Украина, как и другие поставщики Китая, отравляет зерно морем через пролив Босфор и Суэцкий канал вдоль южного побережья Азии. Этот маршрут менее затратный, чем сухопутный железнодорожный из Казахстана.

Будет ли Китай в этой ситуации массово импортировать казахстанскую пшеницу? Надежды на это до сих пор греют души зерновых экспортеров, однако опыт прошлых лет дает для этого слишком мало поводов, хотя рост экспорта налицо. В 2011 году экспорт казахстанского зерна в Китай, согласно данным АО «Казахстан темир жолы», составил 14 тыс. тонн, что в 4,4 раза больше, чем в 2010-м. В 2012 году отгрузки зерна в КНР приблизились к 215,4 тыс. тоннам.

В текущем году Казахстан отгрузил в Китай мизерное количество зерна. По сведениям таможенной службы РК, с начала года Казахстан отгрузил в приграничную КНР порядка 30 тыс. тонн пшеницы: 26 600 тонн в январе, ноль - в феврале и по полторы тысячи тонн - в марте-мае.

В чем же проблема? Почему казахстанское зерно не влезает в Китай? Или оно хуже украинского? В чем суть затруднения? Как оказалось, причин этому более чем достаточно. Во-первых, казахстанское зерно оказывается слишком дорогим в пункте его назначения. И не потому, что высока себестоимость его производства. Дело в слишком дорогой логистике.

Сравнительно высокий объем экспорта зерна в Китай в 2012 году был обеспечен исключительно субсидиями на транспортировку зерновых в Россию и Китай и через эти страны в размере 40 долларов на каждую перевозимую тонну. Без такой подпитки везти зерно в Поднебесную оказалось делом не совсем выгодным. Выросшие до небес тарифы национальных железнодорожных перевозчиков АО «Казахстан темир жолы» и АО «Казтемиртранс» после передачи вагонов в приватный парк делают зерно золотым уже с момента его перевалки за борт вагона. И с каждым километром под стук вагонных колес оно становится еще дороже.

Есть целый ряд проблем, которые можно отнести к техническим, но которые, тем не менее, значительно увеличивают трудоемкость и время процесса доставки. Первое, и самое досадное явление, по словам одного из участников рынка, - нерасторопность казахстанской железнодорожной администрации. Время предоставления вагонов со дня подачи заявки может тянуться неделями, а иногда доходит до месячного срока. При таких условиях, о каких сроках поставок можно говорить. Сроки рушатся, а это очень не нравится скрупулезным китайцам. В итоге штрафы - и потеря доверия партнеров.

Помимо этого, несмотря на близость территорий, существует запредельная загруженность единственного сухопутного торгового перехода станция «Достык». Здесь зерно ждет перегрузки в китайские вагоны, которые ходят по более узкой колее и менее вместительны в отличие от казахстанских вагонов. При этом Китай не принимает зерно насыпью. Его логистическая система построена на ручной и частично механизированной перевалке сыпучих грузов в мешках. Поставщику зерна нужно позаботиться и об этом.

По словам участников рынка, экспорт казахстанской пшеницы в Китай не является простым делом. «Зерно, идущее в Китай, нужно паковать. Каждый мешок стоит примерно 42-45 тенге, а на тонну требуется 20 таких мешков, плюс погрузка составляет где-то 360 тенге», - рассказывает наш собеседник. Получается, что для экспортера упаковка зерна в специальные мешки согласно фитосанитарным требованиям Китая повышает затраты примерно на 1250 тенге, или около $8,3 на тонну.

Новость на Казах-зерно: «Китайцы очень тщательно относятся к импортируемому зерну, и поэтому каждый вагон при отправке проверяет на качество и фитосанитарную чистоту сотрудник китайской компании CIC, которая имеет представительство в Алматы». «Вначале получает аккредитацию элеватор, где китайцы тщательно изучают качество продукции и стандарты работы, после ему присваивается код для торговли зерном с Китаем. Этот код проставляется на всех мешках с зерном», - рассказал о премудростях зернового экспорта в Китай трейдер, не один год работающий с Китаем.

Вот такие трудности поджидают казахстанских экспортеров, выбравших китайское направление работы. И это только видимая часть айсберга затруднений и препятствий. Повторим вопрос. Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу? И каковы дальнейшие перспективы этого экспорта?

Глава Зернового союза Нурлан Тлеубаев считает, что экспорт зерна в Китай будет расти. «Мы видим, что, начиная с 2009 года, идет постоянный рост экспорта зерна в Китай. Это означает, что дело движется в правильном направлении, и у нас есть возможность нарастить квоту в один миллион в будущем. В Китае очень осторожно относятся к вопросу об импорте зерна, и поэтому рост постепенный», - считает он. Но это он говорил в августе 2012 года, на пике объемов поставок в Китай. 2013 год показывает откат, близкий к нулевым показателям.

Становится ясно как день, что для продуктивного экспорта Казахстану надо срочно оптимизировать и удешевлять свою транспортно-логистическую систему, выходить к морским портам, которые могут обеспечить более недорогую доставку зерна на самые перспективные мировые рынки.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)