Биотопливо и сельское хозяйство: рука об руку

01 февраля 2010, 14:54
Увеличение объемов использования биотоплива в мире происходит достаточно быстро, что обусловлено возрастающим пониманием мировым сообществом необходимости замены натурального топлива альтернативным с целью минимизации вредного воздействия на окружающую среду и решения проблем изменения климата. При этом немаловажную роль в развитии рынка биологических видов топлива, в частности биоэтанола и биодизеля, играет сельское хозяйство, поскольку именно продукция растительного происхождения (кукуруза, пшеница, соя, рапс, пальмовое масло, сахар) является сырьем для биотопливной промышленности. К слову, в Евросоюзе для производства биодизеля сегодня используется около половины урожая рапса. В свою очередь, вышеуказанные достоинства биодизеля открывают дополнительные возможности для развития сельского хозяйства, что доказывает тесную взаимосвязь между данными рынками.

Своим видением актуальных тенденций развития и перспектив мирового рынка биотоплива, а также его взаимодействия с сельскохозяйственным рынком любезно с нами поделился ведущий мировой эксперт, специализирующийся на рынках биотоплива и растительных масел, Зигфрид Мейер.

Зигфрид Мейер - старший вице-президент и ведущий аналитик Austrian Biofuels Institute (Австрийский институт биологических видов топлива), а также владелец торговой компании MeyerOil, которая играет важную роль на европейском рынке биодизеля и растительных масел.

Austrian Biofuels Institute - международный центр рыночных исследований отрасли биотоплива, основанный в 1995 году в Вене. На сегодня ключевыми экспертами института являются 52 специалиста из 8 стран мира. Организация проводит многочисленные исследования в отрасли биодизеля, а также осуществляет консалтинговую поддержку многих международных и национальных проектов в данной сфере.

- Господин Мейер, согласно данным ваших исследований, мировое производство биотоплива демонстрирует постоянный рост, и за последнее пятилетие данный показатель увеличился более чем в 4 раза. Какие факторы в наибольшей мере влияют на увеличение производства биотоплива?

- Самым важным фактором, стимулирующим наращивание производства биологических видов топлива, является проблема выбросов углекислого газа в атмосферу, концентрация которого катастрофически увеличивается, оказывая негативное влияние на окружающую среду и вызывая глобальные климатические изменения. Одним из мощных источников выброса углекислого газа в атмосферу является процесс сжигания ископаемых видов топлива (угля, нефти, газа). И для того, чтобы сократить до минимума подобное неблагоприятное влияние, мы должны применять биотопливо, использование которого снижает уровень содержания углекислого газа в атмосфере. Каждый литр биотоплива, который заменит бензин, принесет пользу окружающей среде. Помимо способности снижать выбросы парниковых газов, применение биотоплива позволяет экономить и получать энергию.

Выделение углекислого газа различными видами сырья в настоящее время можно точно измерить, для чего разработано множество методов. То есть можно точно определить, что действительно выделяет много СО2, а что нет. Таким образом, вопрос снижения выбросов углекислого газа - очень важный фактор, влияющий на развитие биодизельной отрасли.

Вторым важнейшим фактором является то, что биотопливная промышленность просто-напросто является альтернативным сектором использования сельскохозяйственной продукции, поскольку, особенно в развитых промышленных странах, производится слишком много сельхозпродукции, которую полностью невозможно реализовать на рынке. Следствием этого является то, что избыток данной продукции покидает пределы стран-производителей и создает неконкурентную среду на внутренних рынках других стран.

Еще одним фактором - последним, но не менее важным - является то, что ископаемые виды топлива имеют свойство когда-нибудь заканчиваться. Другими словами, их мировые природные запасы достаточно ограничены. Будем надеяться, что подобное произойдет еще не скоро, однако они продолжают постепенно исчерпываться. Сейчас, во время кризиса, цены на нефть находятся на сравнительно низком уровне. Однако рано или поздно придет время, когда кризис завершится, и цены снова пойдут вверх под влиянием роста спроса со стороны, прежде всего, Китая, Индии, США, стран Европы и Южной Америки. Сейчас стоимость сырой нефти составляет около $80 за баррель, но если цена вырастет до $140 за баррель, как это было в 2008 году, или выше, то биотопливо будет просто идеальной альтернативой нефти. В этом случае оно будет дешевле даже без субсидий. Многие сегодня говорят, что рапс нерентабельная культура и его нецелесообразно выращивать, но когда цена на ископаемое топливо поднимется, то для производства биодизеля потребуется больше объемов того же рапса, пальмового масла, сои и т.д. Если не будет достаточных объемов сырья, то цены на него также существенно вырастут и возникнет весьма сложная экономическая ситуация в отрасли.

- Но поскольку сырьем для производства биодизеля является сельхозпродукция, то, следовательно, потребуется значительное расширение площадей для его производства. Другими словами, у сельского хозяйства могут "отбираться" слишком большие территории под производство биологического топлива, что в перспективе повышает риск резкого роста цен на продовольствие...

- В мире сегодня более чем достаточно земель для выращивания сырья, используемого в производстве биотоплива. Другой вопрос, что не вся эта земля используется ввиду множества причин, в частности экономических. Так, к примеру, несмотря на наличие благоприятных природно-климатических условий, африканским странам сегодня нецелесообразно заниматься производством пальмового масла, поскольку у них нет соответствующей инфраструктуры для этого, необходимых инвестиций, государственной поддержки, политической стабильности и т.д. Более того, они просто не выдержат конкуренции со стороны таких "гигантов" производства пальмового масла, как Индонезия и Малайзия.

- А повлиял ли значительный рост цен на растительные масла в 2008 году на развитие отрасли по производству биотоплива? Если рассуждать логически, выпуск данной продукции должен был сократиться, но произошло ли подобное в действительности?

- Да, вы правы. Невероятный рост стоимости нефти в 2008 году наблюдался наряду с удорожанием растительных масел, которые являются сырьем для производства биотоплива. В свою очередь, отрасль по производству биотоплива, образно говоря, всегда находится между двумя "монстрами" - рынком минерального (или ископаемого) топлива и рынком растительных масел. Идеальной является ситуация, когда цены на растительные масла, т.е. сырье, низкие, а стоимость нефти - основного "конкурента" биотоплива - высокая. В подобном случае возникают экономически выгодные условия для производства биотоплива: мы получаем высокий уровень дохода и рентабельности. Однако в 2008 году наблюдался существенный рост цен как на нефть, так и на растительные масла, что сформировало крайне неблагоприятную конъюнктуру для рынка биотоплива: те минимальные объемы прибыли, которые удавалось получить, фактически были "съедены" производственными затратами. В результате за последние два года множество производителей биотоплива просто-напросто стали банкротами. К тому же правительства некоторых стран Евросоюза, к примеру, Германии, сегодня устанавливают высокие пошлины на биодизель. Логику подобных действий они поясняют следующим: поскольку на минеральные виды топлива действуют определенные пошлины, то, соответственно, и на биодизель их также следует ввести. Вместе с тем, следует отметить, что власти этих стран признают достаточно высокую стоимость производства данной продукции, поэтому высокие пошлины были введены не сразу, а повышаются постепенно с каждым годом. Подобная система, к сожалению, фактически разрушила данную отрасль промышленности, поскольку у производителей просто не было шансов выжить, и, соответственно, это имело непосредственное влияние на масштабы производства биотоплива.

- В частности, хотелось бы спросить о Германии. Недавно в СМИ сообщалось, что новое правительство страны приняло решение поддержать отрасль биотоплива и отложить запланированное предыдущим правительством постепенное увеличение налогов для производителей биодизеля сначала до 42, а потом до 45 евроцентов за 1 л. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по данному поводу: станет ли это действенной поддержкой для производителей?

- Да, действительно правительство Германии отложило, по меньшей мере на 3 года, повышение данного налога. Сейчас он составляет 18 центов/л и будет таковым до 2012-2013 годов. Однако дискуссия по данному вопросу еще не окончена, поскольку некоторые производители биодизеля и лоббисты данной отрасли считают 18 центов/л слишком высоким налогом, нереальным для выживания бизнеса. Более или менее приемлемой налоговой ставкой они называют 10 центов/л, и в данном случае производство биодизеля марки В100 получило бы значительную поддержку.

Это стало бы также очень хорошим стимулом для развития рынка рапса и рапсового масла, выпуск которых возможен в странах ЕС, в отличие от другого источника сырья - пальмового масла. В настоящее время объемы производства европейского биодизеля не такие уж и большие, однако даже на данном уровне развития отрасли Европа сталкивается с проблемой дефицита сырья для биодизельной отрасли, т.к. мы не располагаем достаточными объемами рапсового масла на рынке. По моим прогнозам, рынок европейского биодизеля в дальнейшем ожидает достаточно бурное и интенсивное развитие, для чего отрасль должна быть обеспечена сырьем. В этом контексте одним из самых перспективных поставщиков рапса и рапсового масла на европейский рынок является Украина.

- Правда, что в настоящее время из 50 германских заводов по производству биодизеля работают только семь, при этом загрузка работающих предприятий составляет не более 40-50%?

- Дело в том, что в Германии все заводы, о которых идет речь, имеют абсолютно разную мощность производства - от минимальной до очень высокой. Конечно же, в тяжелый период во всей отрасли выжили в основном самые крупные и самые сильные предприятия (очевидно, это и есть те семь заводов) с высокой производственной мощностью, которые имеют несколько иное соотношение затрат, нежели менее мощные производители. К примеру, если у вас есть мощности по производству биодизеля в объеме 5 тыс. тонн в год, то ваша структура затрат будет существенно отличаться от предприятия, где ежегодно производится 200 тыс. тонн подобной продукции. Таким образом, у крупных компаний, конечно же, всегда больше шансов удержаться на плаву, в особенности это касается транснациональных игроков - ADM, Cargill, Bunge (у которых есть свои собственные мощности по производству биодизеля), и для них выжить - не проблема. Однако вы верно отметили, что в Германии множество компаний обанкротились и большая часть спроса на данное топливо удовлетворялась за счет азиатских компаний.

- Как прогнозируют аналитики, мировое производство биотоплива будет расти. А как, по Вашему мнению, изменится доля стран ЕС в общем производстве, останется ли она на уровне 60% или же будет меняться?

- Я считаю, что доля европейских стран будет уменьшаться. Мы получаем директивы и квоты на биодизель в Азии, то же самое происходит в США, Южной Америке и т.д. Осмелюсь предположить, что в пятилетней перспективе Европа сдаст позиции в мировом производстве биодизеля и ее доля снизится примерно до 40%.

- В таком случае какие государства увеличат свою долю в мировом производстве данной продукции?

- Наверняка это будут Бразилия, Аргентина и США. Помимо этого, определенные азиатские страны, к примеру, Малайзия и Индонезия, также имеют все предпосылки к увеличению своей доли выпуска биодизеля в мировых масштабах.

- И, конечно же, нельзя не упомянуть о текущих проблемах рынка биотоплива. Назовите самые актуальные из них.

- Как я уже говорил, это проблема обеспечения сырьем, которая достаточно остро стоит в сегменте биодизеля в государствах ЕС. Также одним из негативных факторов для развития отрасли биодизеля остается сохранение положительного ценового тренда на растительные масла на мировом рынке. Вследствие этого производство биотоплива в целом является более дорогостоящим, чем производство ископаемого топлива. Важными вопросами также являются несовершенство существующего законодательства, проблема противостояния продовольствия и топлива, ограниченность мировой торговли на рынке биотоплива ввиду существующих торговых барьеров. Для преодоления этих проблем (или хотя бы минимизации их негативных последствий) необходима выработка надлежащей национальной политики в данном вопросе каждым государством наряду с тесным международным сотрудничеством.
Источник: OilWorld.Ru

Также в разделе:

Доля России в мировом экспорте пшеницы составит 17%...

В Приморье собрали 52 тысячи тонн риса...

Казахстан: На прошлой неделе в секции сельхозпродукции ЕТС продавцы зерна так и не появились...

Мировое производство сои достигнет 336 млн. тонн в текущем МГ- прогноз...

Мировое производство пшеницы вырастет до 748,6 млн. тонн в 2016-17...

Биржевые цены на зерновые, сою и соевый шрот выросли...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Доводы в пользу выращивания кукурузы как топлива, а не пищевого продукта
5 февраля 2015, 11:36
На прошлой неделе в ходе Оксфордской сельскохозяйственной конференции экологический активист и автор книг Джордж Монбио (George Monbiot) подверг резкой критике ряд методов ведения сельского хозяйства. Помимо прочего, он особенно жестко высказался относительно современной тенденции применения...
В Северной Осетии может открыться производство биотоплива из рапса
13 июня 2013, 15:16
Возможно ли производство в Северной Осетии биотоплива? Депутаты республиканского парламента уверены: возможно. В Моздокском районе ежегодно собирают богатый урожай озимого рапса – основного сырья для производства экологически безопасного горючего. Правда, пока весь выращенный рапс отправляют в...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: